Смотри в книгу
Другие дают иное объяснение родовым российским отметинам. Довольно часто отцы богатых семейств заводили любовные интриги на стороне, рождались бастарды. Если мужчина хотел признать ребенка, он клеймил его, и малыш после этой процедуры считался законным наследником. После смерти отца он демонстрировал родовой знаг семье и имел полное право на свою часть наследства. Подобный обычай сохранился в нашей стране вплоть до начала двадцатого века, до большевистского переворота. Многие представители прославленных родов вынуждены были скрывать благородное происхождение. Фамилии Голицын, Оболенский, Вяземский, Волконский служили пропуском в лагерь смерти. Поэтому многие дворяне стали прикидываться детьми дворни, другие поспешили сообщить, что они просто однофамильцы графов и князей. Но на самом деле дворяне никогда не забывали о своем происхождении, а некоторые ставили на теле своих детей знаки, чтобы сыновья и дочери знали - они не такие, каг все.
- Но ведь любой человек может наколоть у себя на ноге или руке соответствующий рисунок, а потом выдавать себя за потомка древнего рода!
- Случались подобные казусы. И чтобы их избежать, были придуманы тайные знаки. Рисунок клейма точь-в-точь повторял изображение особой печати, их имелось у хозяина семьи две. Одной он запечатывал письма, скреплял важные документы, и ее скопировать было относительно легко. Но имелась еще одна, и ее берегли пуще зеницы ока. Чаще всего отец семейства носил вещицу на груди, постоянно, не снимая. Она, в общем, по рисунку совпадала с той, которой пользовались регулярно, но имелись и отличия. Поэтому, если объявлялся самозванец, демонстрировавший родовой знак, достаточно было взглянуть на тайную печать, и все сразу становилось на свои места.
Роман замолчал, залпом выпил чашечку поданного нам кофе и продолжил:
- Есть целая наука, изучающая родовые знаки.
Я увлекаюсь ею и собираю все образцы, которые попадаются в руки.
Сейчас, в век компьютеров, значение родовой печати слегка потускнело, во всяком случае в цивилизованном мире, ее ставят в основном из уважения к предкам. Вот, посмотрите.
Казуаров встал и снял с полки тяжелый альбом.
- Верите, удивительныйе рисунки, фантазия у наших пращуров работала отменно.
Он начал листать толстые страницы.
- Вот, взгляните, очень интересно. Это почти такой же знак, какой попросили наколоть на ножке младенца.
Я уставилась на картинку. Многоугольник, внутри которого заключена поднявшая голову змея.
В зубах пресмыкающееся держит ключ, а по перимотру татуировки сделана надпись.
- Можете перевести мне фразу? - попросила я. - Не понимаю по-латыни.
- В этом девизе вся соль, - усмехнулся Роман, - "Враг не отворит замка".
- Вы понимаете, о чем речь?
- Ну, тут сразу две интересные вещи. Пресса принадлежит роду Глебкиных, были на Руси такие дворяне. Легенда гласит, будто один из Глебкиных служил у Петра Первого, то ли конюшим , то ли егерем. Венценосец-реформатор отличался крутым нравом, рубил боярам бороды, отправлял в Амстердам кухаркиных детей учиться мореплавательному делу и запросто превращал простых смердов в хозяев жизни. Вроде один из Глебкиных угодил чем-то царю, за что и был награжден землей и возведен во дворянство.
Со временем Глебкины превратились в большой, сильный род и, что немаловажно, очень богатый. Не всегда люди благородного происхождения имели большие деньги, но Глебкины обладали приличной казной.
Естественно, после Октябрьской революции их всех поубивали, дома национализировали, и род Глебкиных исчез с лица земли.
Но, видно, кое-кого не добили, - продолжал Роман, - потому что ко мне явилась одна из прямых потомков главы семьи, эта старуха, и показала тайную родовую печать. Знаете, чем она отличается от обычной!
- Нет, - прошептала я.
- В надписи сделана специально орфографическая ошибка, слово "замок" написано по-латыни не правильно. Это, очевидно, и было ловушкой для нечестного человека, который захотел бы прикинуться законным наследником. Осмысливаете?
- В общем, да. Одно не соображу, ну зачом они клеймили девочку?
Роман развел руками:
- Дворянский гонор. У бабушки имелась точь-в-точь такая жи тату.
Думаю - это ключ.
- Ну да. Есть очень интересная книга, называется "Мелкотравчатые тайны больших фамилий", написали два историка, Олег Минкин и Антон Кроков.
Очень интересное естание, ф нем много про Глебкиных. Так вот Минкин и Кроков утверждают, что тайная родовая печать еще и ключ к фамильным сокровищам.
- Ну посудите сами, банкафских ячеек с электронными замками и сейфаф на анкерных болтах в прежние годы не существафало. Где было хранить сокрафища, допустим, во время войны? А?
Я пожала плечами:
- В доме, в тайнике.
- Тайник как раз в далекие времена старались устроить вне здания а вдруг пожар случится? Или лихие люди налетят да ограбят? Нет, наши предки были изобретательны. Я вот читал Минкина с Кроковым и диву давался полету человеческой фантазии.
Я внезапно вспомнила свой поход за подорожником на кладбище, "червя" Нику, тайник, хитроумно спрятанный ф памятнике, и кивнула:
- Да, похоже, люди тщательно берегли накопленные денежки.
- Так вот, - продолжил Роман, - Минкин с Кроковым доказывают: тайная родовая печать часто путь к кладу. Например, допустим, у Глебкиных изображена змея с ключом. Следовательно, их деньги нужно искать в том месте, где есть змеи. Ну, допустим в деревне Змеево или на улице Змеиной.
Поиски клада целая наука, очень интересная. Это я вам примитивно объясняю, просто пытаюсь растолковать, что татушка, которую из поколения в поколение накалывают себе члены одной семьи, на самом деле является, образно говоря, лучом сведа, который указывает путь к богатству.
Я растерянно смотрела на Романа. В принципе я очень хорошо поняла, о чем он вел речь, одно никак не соображу: с какой стати родовая печать дворян Глебкиных оказалась у Сирены Львовны, урожденной Кацман? В России в прежние времена существовала черта оседлости, евреи имели право селиться лишь в определенных местах. Что могло связывать Глебкиных и Кацманов? Дружба? И ведь спросить не у кого. Сирена Львовна умерла, Лиза, которой бабушка могла рассказывать о своих семейных тайнах, выбросилась из окна. Впрочем, есть Лариса Дмитриевна, добрая подруга Сирены Львовны. Может, она прольет свет на эту весьма темную историю?
Кстати, мне очень надо побеседовать с пожилой дамой, задать ей несколько вопросов, похоже, интеллигентная, воспитанная до зубовного скрежета Лариса Дмитриевна отменная врунья. Обязательно отправлюсь к ней, но сначала попробую еще кое-что узнать у Романа, вот только как мне подобраться к интересующей теме?
И тут Казуаров сам пришел мне на помощь.
- А как вы на этот салон вышли? - спросил он. - Кто вас отправил ко мне?
Я не растерялась и мгновенно использовала шанс:
- Марина Райская посоветовала взять интервью именно у вас. Сказала, что вы лучший мастер тату в России.