Форум
Ты считаешь, жить надо тихо, Жить спокойно, не выделяясь. Что нельзя вперед мчаться лихо, Обстоятельствам не подчиняясь.
Ты считаешь, что солнце всходит, Чтоб начать новый день мучений. А когда же оно уходит, Наступает тьма пустоты и сомнений.
Часть 2Раздражений и обвинений. Чужих мнений и угрызений. И сомнений. Сомнений. Сомнений.
Виноваты вокруг: он, она и они. В мире есть только ты и враги. Которые сбивают с пути.
Что ты хочешь - тебе не дают. Говорят: делай сам как-нибудь. И вообще тебя "достают", Когда говорят: хочешь? так будь!
Часть 3Да, ты будешь. Конечно, будешьЗавтра. Через день. Иль год? И себя ты, конечно, так любишь, Что не хочешь никаких себе хлопот.
Завтра. Через день. Иль месяц. Нет! Ты в прошлый раз не смог. Мнение чужое лестно взвеся, Сам себе подводишь ты итог.
Неумеха. Растеряха. Неудачник. Шут гороховый. Ничтожество. Никто. А такой хороший был ведь мальчик, И давалось все тебе легко.
Часть 4 Повзрослели. Наобщались. Насмотрелись. Головы нагнули - и вперед! И к болотной жизни притерпелись, Ведь в трясине жить - привычно, без забот!
Разговоры - просто разговоры. Обсужденья - с рюмкой чая у окна. И конечно, все стремленья - вздоры, Лучше ничего нет сна.
Главное ведь - вовремя пригнуться, Промолчать - где надо бы сказать. Только б лишний раз не шевельнуться, А то вдруг придется пострадать.
Часть 5Ты уходишь в лживый мир иллюзий. Ты мечтаешь в "завтра" о "вчера". И своих "хочу" конвульсий Называешь просто - мишура.
Во "вчера" считаешь, лучше "завтра". В "завтра" - было лучшее "вчера". Настоящее - твоя утрата. Лживо "завтра". Лживо и "вчера".
Автор: nadinlion Дата: 27.10.2014 08:26 Сообщение №: 69324 Оффлайн Администратор сайта
Цитата от nadinlion (27-10-2014 08:25):
Автор: Ластивка Дата: 27.10.2014 08:54 Сообщение №: 69330 Оффлайн
Автор: nadinlion Дата: 27.10.2014 09:26 Сообщение №: 69333 Оффлайн Администратор сайта
Цитата от nadinlion (27-10-2014 08:26):
Автор: Zoya Дата: 28.10.2014 19:42 Сообщение №: 69641 Оффлайн
Автор: сказочник Дата: 28.10.2014 19:56 Сообщение №: 69651 Оффлайн
"Хожу.. Лужу.. Починяю.. Сказы сказываю.." Виталий Ворон
Автор: astreya Дата: 06.11.2014 09:41 Сообщение №: 71604 Оффлайн
Жизнь прожить - не поле перейти
Автор: admin Дата: 28.10.2014 00:34 Сообщение №: 69469 Оффлайн Администратор сайта
1) Лучше 7 раз спросить, чем 1 раз нагородить. 2) Жду конструктивной критики. 3) Критикую иногда и сам. С добром, Денис Минаев
Автор: nadinlion Дата: 28.10.2014 06:48 Сообщение №: 69494 Оффлайн Администратор сайта
Ветеран, спасенный богом
В тот день ярко светило солнце. Игриво блестел еще не стаявший снег. Держа в руках только что вышедшую газету, я быстрым шагом шла к знакомому дому. Там, на третьем этаже, живет ветеран Великой войны. Ветеран, спасенный богом.
Он уже давно ждет меня. Публикация в газете для него много значит. Он рассказал о своей жизни не ради себялюбия, а ради памяти. Памяти о военных годах.
Подхожу к знакомой двери. Звоню. На лестничную площадку выходит супруга ветерана.
- Добрый день, про Николая Михайловича статья вышла! - радостно сообщаю я.
- А Николая Михайловича нет, - тихо-тихо говорит она. – Умер Николай. Позавчера.
Тишина. Ветерана Великой войны не стало. Ушел из жизни человек, который любил жизнь, какой бы тяжелой она ни была.
Молчит Антонина Николаевна. Молчу и я. Да и что сказать? Никакие, даже самые проникновенные слова не заполнят пустоту утраты человека, с которым плечо к плечу шли всю жизнь.
Антонина Николаевна тихо прощается и, сжав в сухоньких руках газету, сгорбившись, бесшумно уходит в квартиру. В каком-то оцепенении я сажусь на ступеньки. Закрываю глаза и вижу образ ветерана. Вот он стоит с палочкой у подъезда - живой, общительный и все понимающий. Он спрашивает, когда выйдет газета, а я отвечаю, что в следующем номере. Он радуется, как ребенок и за что-то благодарит. А вот мы – в его квартире, и он растерянно спрашивает, как я буду его фотографировать.
… А солнце светит все также ярко. Все так же по улицам бегут пешеходы и мчатся машины. И мало кто задумывается, что уходят из жизни ветераны. Покидают наш мир те люди, благодаря которым небо над нашей головой - синее, леса - зеленые, а дети – радостные. Уходят из жизни ветераны. Они боролись за то, чтобы их дети и дети их детей видели над головой лишь мирное небо и безмятежную землю. Они сражались за вас и за нас, за будущее своей родной страны и ее будущих и настоящих граждан, своих соотечественников. Они завоевали победу, они выполнили свой долг. Победа досталась им дорогой ценой. Ценой утраченного здоровья, ценой жизни.
Листая подшивки газет, взгляд невольно задерживается на материалах о ветеранах войны. Вот статьи об Александре Петровиче, о Татьяне Ивановне, об Анатолии Васильевиче и других. А вот - об ушедшем ветеране. Словно живой, Николай Михайлович смотрит на меня с первой полосы. Рядом с ним – его верная супруга, Антонина Николаевна. Нахлынувшие воспоминания пробуждают в душе скорбные чувства. Я вспоминаю, как впервые встретилась с ветераном, вспоминаю наши разговоры и частые встречи. Интервью, которое навсегда останется в моей памяти.
Скупые газетные строчки не могут передать всю полноту жизни человеческой.
…Николай Михайлович рассказывает о войне, и его взгляд затуманивается. Кто знает, о чем думает ветеран? Какие образы, звуки, ощущения рождаются в его мыслях? Нам, детям мирного времени, никогда не понять до конца всей глубины души, всей меры страданий наших дедов и прадедов, бабушек и прабабушек. Николай Михайлович говорит просто и спокойно: «Во время бомбежки траншея обсыпалась, и мы с товарищами оказались заживо погребенными. Но, слава богу, вовремя подоспела помощь».
Николай Михайлович рассказывает, что отдыхать было некогда: «Мы падали на землю и засыпали. Я почти пять лет воевал, только в госпитале отдыхал. Помню, зимой мороз до тридцати градусов доходил. Мы собирали ветки сосны, ели и для тепла накрывали их брезентом. Но многие солдаты все равно погибали от холода. И бомбежка – гибель. Бывало, переезжаешь с участка на участок, самолеты налетят и атакуют. Мы по кустам, по оврагам разбегались. А во время стоянки окапывались»…
Ветераны войны никогда не скажут о том, что было невыносимо трудно, как хотелось домой, к родным, как болели физические и душевные раны… Юношей, ставших не по годам взрослыми, закалили испытания. Их сила духа, вера в победу и светлое будущее непоколебима. Мы можем лишь предполагать, что довелось пережить этим людям. Что такое для нас тридцатиградусный мороз? Мы кутаемся в пальто или шубу, спешим в теплое помещение и нам сложно представить, каково это – ночевать морозной ночью в лесу, видеть над головой черное небо, усеянное безразличными звездами и чувствовать, как обжигающий мороз пробирается под одежду…
Слова, обращенные к ветеранам: «Я Вас понимаю», звучат фальшиво. И дело не столько в неискренности этих слов, сколько в отношении к людям старшего поколения. К сожалению, многие из нас стараются либо избегать общения с ветеранами, либо не воспринимают их как равных, либо вовсе игнорируют. А ведь они завоевали Победу! Не для кого-то – для каждого из нас! Разве достойны эти люди пренебрежительного обращения? Им надо не так уж и много: немного внимания и общения. Они сильные духом – но им также нужна помощь, добрый взгляд и поддержка.
Николай Михайлович никогда не показывал своей боли. Но пять ранений и две контузии постоянно напоминали о себе. Иногда, приходя к свекрови (ее квартира находилась как раз над квартирой Николая Михайловича), я слышала тяжелые шаги ветерана.
Дед (как называли его жильцы дома) считал, что как бы трудно ни приходилось, надо жить, терпеть и верить в лучшее. Человек должен «не пить и хулиганить, а выбрать в жизни свою дорогу и идти по ней, честно работать». Он рассказывал, как вместе с женой десять лет скитались по квартирам, у них разворовали много вещей. Но трудились супруги Хиринские все время.
Периодически ему приходили поздравительные письма, которые грели душу. Стандартный текст за росписью президента или других высокопоставленных лиц были для Николая Михайловича лучиком солнца. Обычная открытка - свидетельством того, что государство о нем помнит. А большего – и не надо. Николай Михайлович мечтал, что администрация района наконец-то подарит ему обещанную машину. «Я б, конечно, деньгами бы взял, съездили бы с супругой отдохнуть, подлечиться», - говорил он.
Его, как и всех представителей старшего поколения, волновали общественные проблемы. «Хочется, конечно, что б народные проблемы поскорей решились. Леса и озера хламом завалены, везде грязь. На Репинском пруду раньше и рыбу ловили, и купались. А теперь все тиной и грязью заросло. Сколько магазинов понастроено! Больше, чем людей в городе. А надо землю пахать, сельское хозяйство возрождать», – считал ветеран.
В день интервью Николай Михайлович признался: «Мне многого не надо, последний отрезок жизни доживаю». Как жаль, что этот отрезок оказался слишком мал. И небольшая квартирка, в которой он жил со своей супругой, осиротела.
2008 год, Луховицы
Автор: nadinlion Дата: 28.10.2014 06:50 Сообщение №: 69495 Оффлайн Администратор сайта
Автор: Ластивка Дата: 28.10.2014 08:53 Сообщение №: 69502 Оффлайн
Автор: Zoya Дата: 28.10.2014 19:44 Сообщение №: 69642 Оффлайн
Автор: сказочник Дата: 28.10.2014 19:58 Сообщение №: 69656 Оффлайн
"Хожу.. Лужу.. Починяю.. Сказы сказываю.." Виталий Ворон
Цитата от nadinlion (28-10-2014 06:50):
Да, не могут. Но Вам, Наденька, удалось передать ценность ЕГО жизни, и цену жизней наших. Спасибо Вам великое!И то, что Вы теперь на нашем сайте, просто замечательно!Удачи и вдохновения Вам!
Прикрепленные файлы:
Автор: НинаАкс Дата: 15.11.2014 10:08 Сообщение №: 73220 Оффлайн
Автор: prelestnica13 Дата: 05.02.2015 06:55 Сообщение №: 88262 Оффлайн
Бабушка смотрит на меня, подслеповато щуря когда-то пронзительно-голубые глаза. Она пытается вспомнить, кто я. Перечисляет имена своих дочерей. Она не помнит меня. Совершенно не помнит. - Внучка я. Внучка твоя. Надя.
- Ах, внууучка! - на лице у бабушки появляется радостная улыбка и глаза наполняются светом. В моих же глазах застывают слезы и горло сдавливает ком. Чувство бессилия - самое ужасное чувство, когда хочешь помочь человеку, но сделать это невозможно. От возраста нет лекарства. И нет чудо-методики, позволяющей стать моложе.
Я прячу боль за веселой улыбкой и болтовней. Бабушка улыбается - ей приятно слышать голос внучки. Пусть даже и стертой годами из ее памяти.
- Как ты? Как здоровье? Как дела вообще? - спрашиваю ее.
- Ааа! - она медленно, чуть-чуть поднимает руку, словно отмахиваясь от вопроса. Ее рука последние несколько лет поднимается с трудом. Но теперь этот привычный жест дается ей все тяжелее. - Хорошо все. А ты как? Учишься или работаешь?
Она не помнит. Она ничего не помнит. Боль тисками сжимает грудь и дышать становится больно.
- И учусь, и работаю. Хорошая компания.
Ошибка. Знакомое, но забытое слово вызывает у нее волнение. Улыбка на лице сменяется сомнением.
- С бумагами работаю, - тороплюсь успокоить ее. Милая, родная и теплая улыбка появляется снова. Только бы она не волновалась. Только бы улыбалась и радовалась.
- Здесь, недалеко. Недалеко от Базара (Базаром жители села называют центральную площадь), недалеко от улицы Совхозной. - у каждого свое понимание "недалеко". Для меня "недалеко" - если дорога занимает не более часа. Как раз почти столько ехать до города. Которого она тоже не помнит. Она живет в другом времени - годах своей молодости. В те времена, когда еще не было города и не было улицы Совхозной. Зато она помнит своих подруг и говорит о них так, словно они только что виделись. Помнит детские и юношеские забавы и истории. И не помнит последние 70 - 75 лет.
Бабушка по-детски радуется нашему общению. Рада вниманию, рада разговорам и улыбкам. Как мало надо человеку для счастья и как много - быть нужным другому человеку. Я вспоминаю года, когда мы жили вместе. Ссорились, мирились, не понимали друг друга и порой говорили резкие, грубые слова. И никто не думал, что однажды все изменится. Неумение ценить момент настоящий - хроническая болезнь каждого человека. А когда приходит понимание, оказывается слишком поздно. Стерты воспоминания. Забыты лица и голоса. И от этого чертовски больно - от времени нет лекарства.
Пора уходить. Обнимаю бабушку за сухонькие плечики.. Она улыбается. Она счастлива. Как хрупок этот миг, как краток!
Дрогнувшим голосом она неожиданно и чуть застенчиво просит:
- Ты приезжай, когда будет пенсия. Денежку дам тебе, гостинцев купишь себе. Приедешь? - сухонькой ручкой крепкой хватает меня за руку и сильно сжимает ее.
Воздух исчез. Дышать нечем.
Улыбка. Я хочу увидеть ее родную улыбку.
- Приеду, конечно приеду и ТЕБЕ гостинцев привезу! - широко улыбаюсь, отвечаю ей.
И она снова счастлива. Глаза светятся. Я целую ее в щеку и быстро, широко раскрыв глаза, не моргая, ухожу. Бабушка с улыбкой смотрит мне вслед.
Автор: nadinlion Дата: 28.10.2014 06:53 Сообщение №: 69496 Оффлайн Администратор сайта
Автор: Zoya Дата: 28.10.2014 19:46 Сообщение №: 69645 Оффлайн
Автор: сказочник Дата: 28.10.2014 20:04 Сообщение №: 69657 Оффлайн
"Хожу.. Лужу.. Починяю.. Сказы сказываю.." Виталий Ворон
Автор: Людмила_Михеева Дата: 29.10.2014 00:07 Сообщение №: 69752 Оффлайн
Цитата от nadinlion (28-10-2014 06:53):
До слёз. СПАСИБО!
Прикрепленные файлы:
Автор: НинаАкс Дата: 15.11.2014 10:26 Сообщение №: 73221 Оффлайн
Цитата от nadinlion (28-10-2014 06:53):
Автор: ЛенБорисовна Дата: 28.10.2014 14:50 Сообщение №: 69569 Оффлайн
Искренне Ваша - Елена Дворяшина
Прикрепленные файлы:
Автор: Swieta Дата: 28.10.2014 21:44 Сообщение №: 69687 Оффлайн
Цитата от nadinlion (28-10-2014 06:53):
Автор: Надежда Дата: 29.10.2014 03:39 Сообщение №: 69761 Оффлайн
Дорогие! Спасибо вам за столько теплых слов! За душевные отзывы! За доброту и теплоту сердец! Я очень рада, что оказалась здесь, в этой теплой и дружественной атмосфере! Спасибо за то, что вы есть :)
Прикрепленные файлы:
Автор: nadinlion Дата: 29.10.2014 11:54 Сообщение №: 69765 Оффлайн Администратор сайта
Мне, наверно, пора уходить,Невзирая на сырость и дождь.А тебе лишь одно – не грустить,Ты же знал, что меня не вернешь.Пеленою подернут закат,По-осеннему дышит земля.Ты был встрече нашей так рад,И тогда бы подумать нельзя…Что за летом наступит зима,И поземкой завьюжит душа.На щеке от дождя – слеза.Ухожу. Но иначе нельзя.На асфальте танцуют листы,В диком вальсе кружась и кружась.Я хочу, чтобы понял ты,Что нельзя вместе быть, не смеясь.Тихий всполох заката и – тьма.Пустота в душах и сердцах.Вместо сердца – осколок лишь льда.Темнота вокруг, пустота.
Автор: nadinlion Дата: 29.10.2014 17:26 Сообщение №: 69862 Оффлайн Администратор сайта
Автор: Ластивка Дата: 29.10.2014 17:36 Сообщение №: 69864 Оффлайн
Прикрепленные файлы:
Автор: ЕленаСтепура Дата: 29.10.2014 19:46 Сообщение №: 69891 Оффлайн
Автор: Natalapo4ka Дата: 30.10.2014 09:24 Сообщение №: 69955 Оффлайн
Навеяло осенним вечером и тишиной))) Не знаю, как обстоят в Ловецком театре дела сейчас. Но тогда, в 2011 году, в год написания статья, ситуация складывалась именно такая.
Софья Алексеевна и другие! Если вдруг случится чудо и Вы или Ваши товарищи увидят эту публикацию, то передаю Вам большой и теплый привет и самые добрые и радостные пожелания! Творческих успехов и всех благ!
Народный по-призванию
… Кап. кап. звук падающей воды раздался в тишине зрительного зала. Не отрывая взгляд от сцены, люди, одетые в осенние куртки и пальто, начали раскрывать припасенные зонтики. Минута — и весь зал превратился в маленькие и большие грибки. А на сцене — не обращающие внимания на капающую на головы воду и температуру воздуха ниже 15 градусов актеры в легких одеяниях.
Еще недавно Подмосковное село Любичи, где зародился народный театр, было известно многим. Оно славилось четырьмя Героями Социалистического Труда (Иван Васильевич Ларин, Екатерина Дмитриевна Сафонова, Серафима Васильевна и Александр Александрович Нартовы), но и драматическим коллективом, впоследствии заслужившим звание Народного театра. Менялись времена, люди, материальные и духовные ценности. Но лишь одно оставалось неизменным: любовь к искусству, любовь к театру.
История Народного театра уходит в глубь времен. «Участники драматического коллектива старшего поколения помнят отдельные спектакли в Любичах до революции. Спектакли эти устраивались тогда в школе силами учителей и учеников с привлечением местных жителей» (Е. Уварова - «Самодеятельный театр в Любичах», Госкультпросветиздат, М., 1953 г., стр. 5). послереволюционные годы стали тяжелым испытание для советских граждан. Но именно в это время получил новый виток развития драматический кружок, заслуживший впоследствии звание Народного театра.
В 1918 году в Любичи приехали Татьяна Михайловна Попова (Земцова) и ее брат Николай Михайлович Земцов. Происходившие из дворянского сословия, они были людьми образованными, начитанными. Воспитанная в Москве и окончившая четыре класса гимназии, Татьяна Михайловна поначалу работала в колхозе. В скором времени по поручению сельского совета она организовала библиотеку, где стала заведующей. Жители Любич получили возможность регулярно узнавать о жизни страны из газет «Правда», «Московский комсомолец», «Московская правда», «Литературная газета», «Комсомольская правда» и «За большевистские темпы». Живо интересуясь искусством и культурной жизнью села, Попова вступила в драматический кружок. И теперь «ее редко было застать дома после рабочего дня: она либо на спектакле, либо на репетиции, либо читает вслух художественную литературу. Она любит театр горячо, работает увлеченно, требовательна к себе и другим» (Е. Уварова - «Самодеятельный театр в Любичах», Госкультпросветиздат, М., 1953 г., стр. 12). талантливая актриса и режиссер, она вдумчиво изучала методики Константина Станиславского и успешно применяла их. В результате актеры научились создавать неповторимые и завершенные образы своих героев, играть искренне и правдиво.
- А ведь я ее знала, - В 1979 году я окончила институт и приехала работать в Любический театр. И в первый же день познакомилась с Татьяной Михайловной. Она была уже больная, не работающая, но по-прежнему влюбленная в театр, в своих актеров. Помню, ее муж угощает нас чаем, а она лежит и рассказывает мне про своих артистов. Каждого охарактеризовала с положительной и отрицательной стороны.
В театрах, которые взрастили маленькие провинциальные села, привлекают естественность актеров, просто4а, но в то же время – мастерство исполнения ролей. Прошел не один десяток лет, а имена основателей театра, его главных актеров не забыты. И не будут преданы они забвению, пока есть те люди, которым небезразлично народное творчество, его прошлое, настоящее и будущее.
– Когда я впервые шла в драмкружок, то уже четко знала, кто из артистов что представляет,
с кем и как надо работать, – вспоминает С. Широкова.
Рассматривая черно-белые фотографии, сделанные на плотной, толстой бумаге и знакомясь с жизненной историей каждого актера, приходишь к выводу, что чем меньше и удаленнее село, тем трагичнее судьба большинства его жителей. Софья Алексеевна помнит талантливейшего актера Любического театра, тракториста Ивана Сергеевича Котова как «необыкновенного красавца, но и пьяницу необыкновенного». Зою Викторовну Сырникову, одну из ведущих актрис и ассенизатора на ферме, которая после операции лишилась голоса. Веру Андреевну
Слукину, которая, несмотря на девятый десяток лет, по-прежнему полна энергии, жизнелюбия и желания играть на сцене.
– Рассказывали, что в одном из московских театров кружковцы ставили спектакль по пьесе
Александра Островского «Бедность – не порок», – говорит Широкова. – Иван Сергеевич
играл в нем главную роль. Отзывы были положительные необыкновенно! Многим нашим
актерам предлагали остаться, но у каждого – свой дом, своя семья, свои обязательства. Кто знает, как сложилась бы их судьба, останься они в Москве…
И, вернувшись на родную землю, любические артисты продолжали играть с еще большим усердием.
Им было, на кого ориентироваться – но не подражать. Например, один из актеров, Николай
Михайлович Земцов (он же – руководитель хорового кружка при Любическом клубе. – Прим.
авт.), работая бригадиром полеводческой бригады, часто бывал в Москве. Он видел спектакли, в постановке которых ему доводилось участвовать дома, героев, в образе которых сам не раз выходил на сцену. Было, с чем сравнивать, но Николай Михайлович понимал, что копировать профессиональных артистов не только бессмысленно, но и недостойно. И лучше играть роль по-своему, так, как она видится, думается, чувствуется.
В конце 1960-х годов в Луховицкий район после окончания Московского университета культуры приехали супруги Зыковы. Алена работала художественным руководителем в ДК «Старт», а Виктор Иванович возглавил театральный коллектив Любического Дома культуры.
– Неказистый, невысокий, рыжеволосый и рыжеусый, он был отличный режиссер, – говорит
Софья Алексеевна. – Он ставил много спектаклей, в том числе и в других городах. А впоследствии стал заведующим кафедрой Московского государственного университета культуры. Творческий коллектив выезжал за пределы не только села, но и района, его заметили.
В 1970 году театру присвоили звание «народного» за мастерски поставленный спектакль «Дядя Ваня». Столь высокое звание стало громадным событием в культурной жизни сельчан. В каждом доме кто-то играл на сцене. Зачастую зрительный зал на 150 мест, расположенный в небольшом деревянном здании клуба, не вмещал всех желающих посмотреть спектакли по пьесам русских и советских авторов.
Но в конце 1970-х гг. ситуация изменилась. Ставить новые спектакли не удавалось, «так как катастрофически не хватало актеров, особенно молодежи. Село стали называть «бесперспективным». А нужно было ежегодно готовить новые постановки и подтверждать
звание «народный». И тогда отдел культуры обратился в облисполком с просьбой перевести театр на центральную усадьбу совхоза «Приокский» (куда входили и Любичи) в село Ловцы» – (С.Широкова, режиссер народного театра, «Впереди – премьеры», «Луховицкие вести» № 34 (10527) от 28 марта 1988 года).
Казалось, жизнь театра изменится кардинальным образом, он приобретет известность и славу. И думалось, что высокое звание сыграет в этом не последнюю роль.
– Но что значит – «народный»? – говорит Софья Алексеевна. – Это почетно, лестно, ответственно. Но больше обязательство, чем удовольствие. Сейчас мы должны подтверждать свое звание раз в три года, а для этого необходимо отправлять массу отчетных документов в Министерство культуры Московской области. Оттуда приезжает комиссия, которая смотрит спектакль и выносит свое решение. Творческая работа, конечно, в радость, в соответствии с положением «народного» мы ставим раз в год по одному взрослому и детскому спектаклю, а также имеем ставку режиссера и художника-оформителя, а также детскую театральную студию.
На тот момент в Ловцах уже существовал свой театральный коллектив. Организатором его были директор Дома культуры Т.А. Шиловцева и активный актер, животновод, участник В.И. Соколова (Ворожайкина).
– Они искренне любили театр, работали, как и любические артисты, на общественных началах, – вспоминает режиссер Широкова. – Помню, в самом начале моей работы Варвара Ивановна показывала мне на сцене массивную дырку (мы ее потом заделали), которая уходила вниз, под сцену. Во время спектаклей Тамара Алексеевна спускалась туда и, как в давние времена, суфлировала со свечой.…
С радостью идут жители Ловец на спектакли Народного театра. В его репертуаре – «А зори здесь тихие» Бориса Васильева, «Свои люди – сочтемся» Александра Островского, «Живи и помни» Валентина Распутина, «Русалочка» Разумовской, «Беда от нежного сердца» Федора Сологуба, «Самоубийца» Николая Эрдмана и другие. В них участвуют актеры, чьи имена произносятся с трепетным уважением: директор ДК Владимир Александрович Алаев, художник-оформитель (или, как чаще говорят жители Ловец, помощник режиссера) Ольга Буреева, художественный руководитель Елена Васильева, методист по работе с детьми Надежда Горбунова, пенсионерка, в прошлом – член сельского совета Раиса Константиновна Фурса, животновод Владимир Ворожайкин и многие другие. Они не просто играют – они проживают судьбу своих героев.
«… Мастерство народных актеров подогревается залом. Тем самым взаимным теплом, о котором мечтают профессиональные актеры. …Вот объявлен любимец зрителей, председатель Любического сельского совета Владимир Александрович Алаев. И сразу все заулыбались в предвкушении характерной игры актера. …Играет Алаев отрывок из рассказа Валентина Катаева «Козел в огороде». В зале – непрерывный смех. Особенно хохочет женщина позади меня. После сценки она долго аплодирует, а потом раскрасневшаяся и вспотевшая, расстегивает пальто и, причесываясь гребешком, говорит мне, улыбаясь: «Уф! Ну прямо как из бани!» И опять хохочет…» (В. Каупуж. «На сцену приглашается Платон Кречет», «По ленинскому пути», март 1990 года).
Эмоциональная насыщенность спектаклей, проникновенная игра и духовная связь актеров и зрителей вновь и вновь приводят людей в стены маленького Дома культуры.
– Бывает, что зрители, особенно бабушки, настолько увлекаются действом, что забывают: на сцене их односельчане, исход сценария известен, – признается Широкова. – Они настолько сильно беспокоятся за героев спектаклей, будто бы переживают о реальных людях в реальных ситуациях.
А бывает и такое. «Маленький Дом культуры подмосковного села Ловцы. Зрительный зал на 250 мест полон. Полумрак. Тишина, нарушаемая лишь прерывистым, со всхлипами, дыханием зрителей. Со сцены доносятся пронзительные крики, стоны и плач. Это Бричкина (Надежда Горбунова) тонет в болоте. Позже – последняя сцена спектакля «А зори здесь тихие». Васков (Анатолий Буреев) медленно подходит к обелиску. Снимает пилотку. Садится. Его тело вздрагивает от сдерживаемых рыданий, а по лицу текут слезы. Звучит музыка. Поднимаясь ввысь, она проникает в самую глубь сердца, души. Музыка звучит, придавая особую трагичность. И в то же время – возвышенность моменту. И вдруг отец Надежды вскакивает, бросается к обелиску и кладет цветы, приготовленные для дочери, к его подножию… Да, он знает, что это – декорация, это – игра. Но игра настолько проникновенная, настолько искренняя, что сердце отказывается подчиняться разуму. И оно – это сердце – действует и живет – в эту самую минуту, в этот короткий, но столь значимый миг – само по себе…» (Александра Сухова. «Народный» по призванию», «Луховицкий горожанин» № 38 (90) от 10 сентября 2010 года).
Неоднократно ловецкие артисты принимали участие в различных конкурсах, занимая призовые места. Так, в 2007 году на областном конкурсе детских театральных коллективов «Сказки нашего двора» детская студия Народного театра с остановкой «Ужасно смешная история» заняла первое место в номинации «За лучшую режиссерскую работу». Юный актер Илья Бакунин был отмечен номинацией «Открытие фестиваля».
– Положение конкурса не предусматривало такой номинации, – рассказывает С.А. Широкова. – Но Илья сыграл настолько великолепно, что эту номинацию ввели прямо на фестивале! Говорят, у каждого человека есть своя минута славы. И Илья, который считается трудным подростком, эту минуту познал. Декан высшего театрального училища при театре им. Вахтангова звал его учиться, но… Тут свои трудности.
На врученном дипломе – теплые пожелания от членов жюри: «Здорово, что ты настоящий» – народная артистка России Инга Стрелкова-Оболдина; «Дорогой мой, удачи тебе, здоровья, счастья!» – народная артистка России Алла Егорова; «Хочешь быть артистом – будь им!» – декан высшего театрального училища при театре им. Вахтангова.
В 2008 году Бакунин стал победителем регионального конкурса «Салют, Орленок!» в номинации «Художественное слово». На конкурсе семейных театров Юлия Зилотина была удостоена награды «За лучшую женскую роль».
– В последние годы выезжать стало сложнее, – рассказывает режиссер Софья Алексеевна.– Практически все конкурсы платные, обходятся от 800 евро – и это только за участие. Плюс дорога. Нет, деньги нам администрация сельского поселения «Дединовское» в соответствии с финансовым планом выделяет. Весной 2011 года подтверждать звание «народного», в связи с этим нам выделены 2 000 рублей на постановку детского и 4 000 на взрослый спектакли. Бывали года, когда выделяли по 1000 и 2000 рублей. Считается, что на эти деньги мы сможем сделать костюмы, декорации и пр. Плюс – зарплата. Я получаю с надбавкой за стаж, еще две тысячи доплачивают за звание «народного». В результате выходит 17 000 рублей. Художник-оформитель получает еще меньше – 13 000 рублей. И эта зарплата еще считается высокой. Сверх этих сумм мы имеем лишь те, что заработали на спектакле. Но даже их мы можем потратить лишь на то,что предусмотрено финансовым планом – на оплату коммунальных услуг, необходимые выезды на районные мероприятия (например, праздник День труда). Недавно в администрации сельского поселения «Дединовское», к которому мы относимся, совещание было. Нам предложили пройти курсы повышения квалификации – но за свой счет. Мы бы с удовольствием поездили, поучились, если бы могли это себе позволить. Спонсора найти очень трудно, а в селе – особенно. В Ловцах – только совхоз и три магазина. И на все мероприятия, на День Победы, на День защиты детей только они деньги и дают. Просить у главы и руководителя администрации района уже совесть не позволяет. Хорошо, что аппаратура есть – благодаря помощи районного депутата, председателя СПК им. Ленина В.П. Штыкова.
Чтобы поставить спектакль,народным артистам приходится приложить немало усилий, и не только творческих.
– Один человек принесет скатерть старинную, другой – сундук, третий – ткани, – перечисляет Софья Алексеевна. – Шить костюмы помогает учительница труда Татьяна Ивановна Пискунова. За «спасибо», конечно. Потом костюмы с некоторыми изменениями переходят из спектакля в спектакль. За свой счет покупаем диски, методички и другие необходимые вещи.
Поэтому мы стараемся выбрать пьесу не только с глубоким смыслом, но и требующую минимальных затрат.
За долгие годы зритель привык к театральным постановкам, как привыкают к самому необходимому. В маленьком селе, где жители знакомы друг с другом, интереснее делиться впечатлениями от увиденного спектакля, обсуждать игру артистов – своих друзей, знакомых, родственников.
– Когда выступают приезжие артисты – это творчество пусть и профессиональное, но чужое, – считает Софья Алексеевна.
– А когда актеры свои, с которыми вчера сидели рядом на лавочке, а сегодня они – Андрей и Настена из «Живи и помни» Валентина Распутина – это самое близкое, самое родное ощущение.
Любви к театру во многом способствуют и крепкие семейные традиции, преемственность поколений. На сцену выходят супруги Ольга и Анатолий Буреевы с детьми, Юлия Зилотина, мама которой на протяжении многих лет была одной из актрис Народного театра, Владимир Александрович Алаев с тещей и детьми, воспитанники Широковой, получившие высшее театральное образование Надежда Горбунова, Елена Васильева и Ольга Буреева. Кроме того, многие юноши и девушки, окончив школу, поступают в театральные вузы.
Взаимопонимание режиссера и актеров, индивидуальная работа с каждым из них выгодно отличает Ловецкий народный театр от многих других коллективов. К мнению взрослых артистов Широкова чутко прислушивается, по их советам внося в спектакль что-то новое. Работа с детьми происходит в игровой форме. Занятия по пластике, сценическому движению и
другим актерским наукам юные артисты воспринимают как игру, развлечение. И уже потом, слыша первые в своей жизни аплодисменты, понимают, какой колоссальный труд они выполнили.
– Я не разделяю детей и взрослых по принципу «хуже – лучше», – говорит Софья Алексеевна. – Талантливы все, в большей или меньшей степени. И все они, слыша обнадеживающие или похвальные слова, стремятся играть как можно лучше. И вместо слов «плохо» или «ужасно» я говорю им, что «хочу увидеть то-то или то-то».
Поэтому вновь и вновь выходят актеры на сцену, невзирая на возраст, на усталость, а порой – и на боязнь.
– Я 45 лет в театре, – говорит директор Дома культуры, актер Владимир Александрович Алаев. – И до сих пор бывает, что к зрителю выйти боязно. Но ты все равно выходишь на сцену и видишь в зрительном зале мальчугана лет 3–4. Сидит он у родителей на руках, глаза большие, рот от удивления раскрыл! А ты стоишь и думаешь, что придет этот мальчуган в театр лет через 5–6 и скажет: «Я актером буду». И ты начинаешь играть – эмоционально, с полной самоотдачей. Любовь к театру не передать словами, это состояние души. Трудности, конечно, свои бывают, иногда так все надоест, что хочется из театрального коллектива уйти. Я уходил. Года через два вернулся. И не объяснить, почему.
Таковы все народные актеры старшего поколения.
– Помню, была уборочная пора, дожди шли проливные, – вспоминает Широкова. – А большинство артистов работало в совхозе. Они приходили на репетицию сразу с поля, грязные и усталые. Снимали мокрую одежду, обувь и шли на сцену. Пока есть такие люди, театр существует, – считает Софья Алексеевна. – Но должна быть подпитка, ведь если у молодежи не будет заинтересованности оставаться в селе, то здесь не будет ничего. Театр живет трудно, уже ведущие режиссеры сетуют, что жить без дотаций не могут. Что уж о нас говорить! Жители на спектакль приходят, переживают, что билеты дорогие – 30 рублей.
Известно, что многие сельские жители ездят на работу в Москву, получая при этом около 12 000 рублей. Те, кто по различным причинам не имеет такой возможности, радуются полученной в марте зарплатой за январь. И далеко не каждый согласится работать так, как работает режиссер Ловецкого народного театра Софья Алексеевна Широкова.
«Она – необыкновенный человек. Не знаю, найдется ли в районе другой культработник, который бы ежедневно за 50 километров, перебираясь через реку, в холод, в слякоть, в жару ехал бы на встречу со своими актерами, со своими зрителями» (В.А. Слукина – «Полвека – на сцене», «Луховицкие вести» №34 (10527) от 28 марта 1998 года).
Тем более что трудности театра, носящего гордое звание «народный» - не только удаленность.
– Нам доводилось репетировать в верхней одежде, в варежках, – вспоминает С.А. Широкова. – В последние годы температура в нашем клубе опускалась до 15 градусов. Зрители – в куртках, пальто, а на сцене – одетые в легкие сценические костюмы актеры играют спектакль…
Но люди, не мысля свое существование без театра, верили, что рано или поздно ДК станет таким же прекрасным, как сами спектакли.
В 2009 году состоялись очередные выборы, в которых главой района и руководителем администрации были избраны заядлые театралы Анатолий Алексеевич Михайлов и Николай Иванович Исаенков. Благодаря их усилиям в Доме культуры, впервые с 1979 года, был проведен капитальный ремонт. Помимо основных работ, он включил в себя увеличение площади ДК на 100 кв. м. и переоборудование стоящего по соседству заброшенного магазина в молодежный центр. Мечта жителей села об обновленном Доме культуры стала явью.
С начала марта 2011 года они входят в светлые, еще пахнущие свежевыкрашенной краской, помещения с комфортом, забыв о зонтиках и прочих атрибутах дождливой погоды, располагаются в зрительном зале и отдаются во власть высокого искусства, происходящего на восстановленной, с необходимым театральным освещением, сцене. Они так же переживают за судьбу героев, радуются их победам и огорчаются поражениям.
– Если зритель сопереживает, смеется или плачет, значит, мы хоть немного, но воздействуем на сердца и оставляем чуточку доброго – пусть не у всего зала, пусть у части – но ведь для этого мы и существуем, – говорит в заключение Софья Алексеевна.
И хочется надеяться, что творчество народных артистов, подкупающее искренностью и сложной простотой игры, еще не раз увидим не только мы, но и наши потомки.
Автор: nadinlion Дата: 01.11.2014 19:44 Сообщение №: 70434 Оффлайн Администратор сайта
Автор: ЛеонидОлюнин Дата: 02.11.2014 07:11 Сообщение №: 70496 Оффлайн
Приятель мой, запомни это: Сейчас пред нами тишина. Но на обломках Интернета Напишут наши имена.
2010 год, Луховицы Телефонный звонок резко нарушил вечернюю тишину. И знакомый, ставший за долгие годы родным, голос сообщил: Валентина Ивановича Романова не стало. На 81 году жизни он покинул наш мир, который так любил. При жизни. Луч солнца луховицкой поэзии закатился. Не стало человека, пропускающего через свое сердце тончайшие нюансы природы, людские судьбы. Он не был равнодушен к проблемам окружающих – что большая редкость в наше нелегкое время. Принимал жизнь такой, какая она есть, отдавая ей всего себя без остатка и ничего не прося взамен! Сообщив горестную весть и время прощания, голос в телефонной трубке умолк. Казалось, в воцарившейся тишине разносились быстрые удары сердца, и мысли, проносящиеся в голове, были осязаемы и слышны. За короткий миг, а быть может, долю мгновения перед глазами пронеслись образы, воспоминания об этом человеке добрейшей души. Я помню Валентина Ивановича крепким мужчиной лет 70 с небольшим, спокойного и рассудительного. Вот мы сидим в читальном зале Луховицкой центральной библиотеки, и он объясняет мне, как правильно писать стихи. Объясняет, как умудренный опытом учитель непоседливому ученику-первокласснику. А ведь так оно и было! 16 лет – чем не детский возраст? Жизнь кажется длинной, практически бесконечной, а дружеское, доверительное общение с человеком, сидящим напротив, – незыблемым, вечным. А вот я – уже журналист со стажем – прихожу к Валентину Ивановичу на интервью. Нам есть, о чем поговорить. И неважна разница в годах. Важно уважение и понимание. Валентин Иванович говорит о творчестве. Говорит просто, с необходимыми пояснениями. Он уже несколько лет не работает в своей родной «районке», но в создании журналистских материалов он даст фору любому молодому корреспонденту. Ведь талант, мастерство и опыт – вечны. Я помню Валентина Ивановича внешне сильно изменившимся. Маленькими, тихими шажками, опираясь на палочку, гулял он по любимому городу. Рядом с ним – маленький спутник, черненький, с блестяще-умными глазками, песик. Два создания, коротающие промежутки времени между рассветами и закатами. А вот и предпоследняя наша встреча. Последнее интервью. Его радость и радость супруги оттого, что о них помнят, что они не забыты. И пусть Валентин Романов – постоянный автор «Земляков», литературных и других общественно важных событий нашего города – это приятно. Разговоры с ним о войне, о жизненном, творческом пути как луховицкого поэта-журналиста, говорящего о себе: В жизни я немного артист. По профессии учитель, журналист. В поэзии пока пионер, А по возрасту – пенсионер. А последняя встреча… Материал, подготовленный мною, оказался неудачным. И горько это было Валентину Ивановичу как человеку и вдвойне – как журналисту… 25 июня. 10 часов 20 минут. Около ритуального зала собрались родственники и друзья Валентина Ивановича. У каждого в душе – боль. Боль от невосполнимой утраты, товарища по жизни, по перу. 10 часов 30 минут. Посреди ритуального зала стоит гроб. Рядом – фотография Валентина Ивановича за работой. Дрожание ресниц, рук, машинально держащих тонкие свечи. Мерное пение священника. Застывшее бледное лицо близкого человека. И не верится, что там … лежит он. Что это – последняя возможность увидеть его. И кажется нереальным, что больше я не встречу его на улицах, тихо идущего с палочкой, спокойного и неторопливого. От множества горящих свечей и запаха ладана кружится голова. Но физическое – ничто по сравнению с моральным. Не выразить боль утраты скупыми человеческими словами ни родственникам, ни друзьям Валентина Романова…ушедшего из жизни. Около 12 часов. Отпевание закончено. Выходим на улицу. Разговоры о чем-то. И пустота. Жизнь продолжается. И по улицам по-прежнему бегут по своим делам люди. По-прежнему проносятся вдаль машины. Город продолжает жить своей размеренной, наполненной различными событиями, жизнью. Только по его улицам уже никогда не пройдет невысокий, незаметный человек, живший всегда на благо общества. И до сих пор не верится, что среди нас больше нет Валентина Ивановича Романова. Ощущение нереальности случившегося. Нет, он жив, жив в сердцах близких людей, людей, любящих и ценящих его. Память об этом светлом, искреннем человеке навсегда останется в наших сердцах.
Автор: nadinlion Дата: 02.11.2014 13:37 Сообщение №: 70553 Оффлайн Администратор сайта