TURBO PASCAL
Первое знакомство с системой программирования Турбо Паскаль
Примечание. На всех дискетах может быть создан файл turbo.bat для автоматического запуска системы программирования Турбо Паскаль и выхода из нее (например, turbo.bat:C:\TP7_0\BIN\turbo.exe diskpark).
Из истории. Турбо Паскаль появился на рынке программных продуктов в 1984 году и совершил революцию в программировании. До этих пор предпочтение отдавалось Бейсику - простому, дешевому и легко усваемому. Паскаль же был аппаратно зависимым, дорогим и сложным в обращении. С появлением Турбо Паскаля положение меняется. Турбо Паскаль состоит из языка программирования и среды программирования, которая создает удобства в работе.
Изучение Паскаля как языка программирования идет вместе с изучением всей системы Турбо Паскаль. Язык программирования Паскаль был разработан Н.Виртом в 1968-1970 годах и получил широкое распространение благодаря наглядности программ и легкости при изучении. Он послужил основой для разработки других языков программирования (например, Ада, Модула-2).
Первая версия Турбо Паскаля использовалась не очень долго - появилась в 1983 году, а уже в 1984 году ее заменила вторая версия, которая получила широкое распространение. К осени 1985 года появляется третья версия, более удобная в работе (быстрее работает компилятор и редактор, возможен вызов MS-DOS из программы).
Четвертая версия (1988 год), представил Турбо Паскаль в новом виде (появление новой среды, компилятор стал встроенным). Осенью этого же года разработана пятая версия, у которой еще больше развита среда и у которой появился встроенный отладчик. А в 1989 году появилась версия 5.5, позволившая перейти к объектно-ориентированному программированию.
Шестая версия уже обеспечивала многооконный и многофайловый режим работы, использование мыши, применение объектно-ориентированного программирования, обладала встроенным ассемблером и имела другие возможности.
В 1992 году фирма Borland International выпустила два пакета программирования на языке Паскаль - это Borland Pascal 7.0 и Turbo Pascal 7.0
Пакет Turbo Pascal 7.0 использует новейшие достижения в программировании. Он может быть использован практически на любой машине и относительно дешев. Язык этой версии обладает широкими возможностями, имеет большую библиотеку модулей. Среда программирования позволяет создавать тексты программ, компилировать их, находить и исправлять ошибки, компоновать программы из отдельных частей, использовать модули, отлаживать и выполнять отлаженную программу.
показать, как включать компьютер; показать, как правильно вставлять дискету; показать, как запускать Турбо Паскаль; познакомить с рабочим экраном.
После загрузки системы на экране появляется три окна:
File Edit . окно 1 - главное меню; Line 1 Col 1. окно 2 - основное, или рабочее, окно; F1-Help . окно 3 - окно помощи, в нем указываются назначения основных функциональных клавиш.Переход из первого окна во второе и на оборот осуществляется при помощи нажатия клавиши F10.
Команды редактора
Примечание. Требуется заранее подготовить карточки с основными командами, необходимыми для работы. Остальные команды учащиеся могут узнать в процессе работы с Турбо Паскалем при помощи режима помощи (клавиша F1).
Команды управления движением курсора
-> - перемещение курсора на символ вправо;
<- - перемещение курсора на символ влево;
^ - перемещение курсора на строку вверх;
v - перемещение курсора на строку вниз;
Home - перемещение курсора в начало текущей строки;
End - перемещение курсора в конец текущей строки;
Page Up - перемещение курсора на страницу вверх;
Page Down - перемещение курсора на страницу вниз;
Примечание. Страница - это число строк текста, составляющих один экран (21 строка).
Ctrl + Home - перемещение курсора в левый верхний угол;
Ctrl + End - перемещение курсора в левый нижний угол;
Команды вставки и удаления текста
Insert - включение и выключение режима вставки;
Примечание. Если режим вставки включен, то на экране курсор имеет вид мигающей черты. В режиме вставки набираемый символ вводится в позицию, в которой стоит курсор, а все символы (начиная с символа, стоящего в позиции курсора ранее),расположенные правее, сдвигаются вправо. Если режим вставки выключен, то набираемый символ заменит тот символ, который находится в позиции курсора, таким образом можно старый текст заменить на новый.
Delete - удаление символа, стоящего в позиции курсора;
Backspace - удаление символа, стоящего перед курсором;
Примечание. Иногда на этой клавише написано BS, а иногда это левосторонняя стрелка, расположенная над клавишей ввода (ENTER).
Ctrl + N - вставка пустой строки над строкой, где находится курсор;
Ctrl + Y - удаление строки, где находится курсор.
Задания
-
Набрать свою фамилию, имя и отчество. В следующей строке - свой домашний адрес, ваш номер телефона (если он есть).
Примечание. Показать, как переходить на русский язык, как печатать заглавные буквы, цифры и знаки препинания.
Режим помощи
Необходимо познакомить с режимом помощи - Help (F1). Показать, как входить в режим помощи, перемещаться по нему. Подробное знакомство с этим режимом учащиеся проводят самостоятельно.
Первая программа
Рассказать об общем виде программы.
Программа начинается с заголовка, имеющего следующий вид: Program <имя программы>;
За ним идет раздел описаний, в котором должны быть описаны все идентификаторы (константы, переменные, типы, процедуры, функции, метки), которые будут использованы в программе.
После раздела описаний идет раздел операторов, который начинается со служебного слова Begin и заканчивается служебным словом End. В этом разделе задаются действия над объектами программы, введенными в употребление в разделе описаний. Операторы в этом разделе отделяются друг от друга точкой с запятой. После последнего слова End ставится точка.
Разбор примера
Примечание. Программа должна быть заранее записана на всех дискетах, и преподаватель сам выводит ее на экран.
Рассмотрим на примере.
Program Example_1; Var a, b, rez: Integer; Begin Writeln('Введите два числа через пробел'); Readln(a,b); rez:=a*b; Writeln ('Их произведение равно ',rez); Writeln ('Нажмите <Enter>'); Readln; End.
Пояснения к программе
Имя этой программы example_1 (заметим, что в имени программы не должно быть пробелов, оно должно начинаться с буквы, состоять только из латинских букв, цифр и некоторых символов, не допускается использование символов точки и запятой). Из разделов описаний имеется лишь один - раздел переменных. Он начинается со служебного слова Var, после которого идет последовательность объявления переменных, разделенных точкой с запятой. В каждом объявлении перечисляются через запятую имена переменных одного типа, после чего ставится двоеточие и указывается тип переменных. В нашем примере описаны три переменные: все они (a, b и rez) имеют целый тип (integer), то есть переменные этого типа - это целые числа.
После описательной части идет раздел операторов, начинающийся со служебного слова Begin, после которого идут операторы языка. Первый встречающийся оператор - это Writeln('текст'); - записать (вывести) на экран текст, заключенный между апострофами, ln добавляется в конце этого оператора для того, чтобы курсор автоматически переходил на следующую строку при выводе на экран текстов или результатов выполнения программы.
Следующий оператор - это Readln(a,b); - читать данные с клавиатуры. В данном случае необходимо ввести два целых числа через пробел, тогда переменной a присваивается значение, равное первому введенному числу, а переменной b присваивается значение, равное второму введенному числу. Например, вы ввели числа 12 и 45, тогда a = 12, а b = 45. В конце этого оператора также можно ставить ln.
После этих двух операторов стоит оператор присваивания: rez := a * b; (:= - это знак присваивания в языке Паскаль). При выполнении этого оператора переменная rez получит значение, равное произведению числа a на число b (рис.1). Так как в результате умножения двух целых чисел получается целое число, то переменная rez описана типом Integer(значениями которого могут быть лишь целые числа).
Следующий оператор - это снова оператор writeln('текст',rez) - он выведет на экран текст, заключенный между апострофами, а за ним значение переменной rez. Затем следующий оператор writeln выведет на экран сообщение: ''Нажмите <Enter>'', а оператор readln будет ожидать этого нажатия в окне выполнения. В конце раздела операторов стоит служебное слово End, после которого стоит точка.
Запуск программы
Для того, чтобы запустить программу, выходим в главное меню (нажатием F10) - первое окно, выбираем режим RUN и дважды нажимаем <Enter>. На экране появляется сообщение:
Введите два целых числа через пробел
Курсор мигает в следующей строке, вводим два целых числа через пробел и нажимаем <Enter>, после этого появляется сообщение:
Задания
- Изменить программу для нахождения суммы двух чисел.
- Изменить программу для нахождения суммы четырех чисел.
- Найти значение выражения: (a + (d - 12)*3) * (c - 5*k), где значения переменных a, d, c и k вводятся с клавиатуры.
- Выведите на экран свою фамилию, имя и отчество, в следующей строке - дату рождения.
Сохранение программы
Для того, чтобы сохранить программу, необходимо:
выйти в главное меню и выбрать режим File; нажать <Enter> и из появившегося окна выбрать режим Save as. после нажатия клавиши <Enter> появится окно, в котором наберите имя файла. Например, а:\prim1_1.pas; здесь а:\ - это название диска, на котором будем сохранять файл, prim1_1 - имя файла (оно может содержать не более 8 символов), pas - расширение, сообщающее о том, что файл содержит программу, написанную на языке Паскаль.
Примечание. Следует сообщить учащимся список символов, которые нельзя употреблять в именах файлов:
* = + []\|;. <>/?. А также не следует использовать в именах файлов символ пробела и буквы русского алфавита.
После того, как имя файла набрано, нажмите клавишу <Enter>.
Примечание. Следует отметить, что для быстрого сохранения файла можно воспользоваться командами Save или Save all меню File.