КАПО им. С.П.Горбунова передает Ту-160 ВВС России
29 апреля 2008 года на КАПО им. С.П.Горбунова министр промышленности и торговли РТ Александр Когогин принял участие в торжественной церемонии передачи самолета Ту-160 ВВС России. Митинг прошел с участием представителей Министерства обороны РФ, Объединенной авиастроительной корпорации, Правительства и Государственного Совета Республики Татарстан, коллектива завода.
В торжественном митинге приняли участие: Председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин, заместитель руководителя Федерального Агентства по промышленности РФ Юрий Борисов, начальник штаба ВВС РФ Игорь Хворов, президент ОАО «ОАК» Алексей Федоров, генерал-майор, командующий 37 Воздушной Армией Павел Андросов, президент ОАО «Туполев» Игорь Шевчук, другие официальные лица.
Генеральный директор ОАО «КАПО им. С.П.Горбунова» Васил Каюмов вручил ключи от самолета ТУ-160 с бортовым номером 803 руководителю 121-го Гвардейского тяжелого бомбардировочного авиационного полка Анатолию Серебрякову.
Решением Военного Совета 37-ой Воздушной Армии борту №803 присвоено имя Виталия Копылова, сделавшего неоценимый вклад в развитие отечественной авиации. С именем Виталия Егоровича Копылова неразрывно связана судьба КАПО. Он стоял у истоков создания самолётов Ту-160, под его руководством началась реализация проекта этой машины.
Проект по выпуску Ту-160 начинали такие высокопрофессиональные специалисты, как Хисамутдинов Самат Гилязович, Хусаинов Булат Гайнутдинович, Магдеев Мунир Абдуллович, Шикалёв Юрий Николаевич, Мазин Эрнст Борисович, Гатауллин Музип Махмутович, Балакин Григорий Григорьевич, Асхадуллин Галимулла Асхадуллович, Кузнецова Римма Михайловна и многие другие.
Васил Каюмов поблагодарил работников объединения за их добросовестный труд и вручил нагрудные знаки отличия «За трудовые заслуги» Галине Александровне Кузминой, Юрию Михайловичу Кокоркину, Владимиру Михайловичу Ширшову, Гильфану Усмановичу Гафирову.
Для информации:
Ту-160 разработан в КБ Туполева. Самый крупный в истории авиации сверхзвуковой самолёт. Название, закрепившееся среди пилотов — «Белый лебедь». Он предназначен для поражения ядерным и обычным оружием наиболее важных объектов в удаленных географических районах и глубоком тылу континентальных театров военных действий. Высокие характеристики Ту-160 подтверждены рядом мировых рекордов. Например, полет по замкнутому маршруту протяженностью 1000 км с полезной нагрузкой 30 т был выполнен со средней скоростью 1720 км/ч. В полете на расстояние 2000 км со взлетной массой 275 т достигнуты средняя скорость 1678 км/ч и высота полета 11250 м (всего на Ту-160 установлено 44 мировых рекорда). Первые Ту-160 поступили в 184-й тяжелобомбардировочный авиаполк в Прилуках (Украина) в мае 1987 года. К 1991 году там базировалось уже 19 новейших бомбардировщиков. После распада Советского Союза все они остались на территории независимой Украины, и России пришлось заново формировать свою группировку Ту-160. В январе 1992 года Борис Ельцин принял решение о прекращении серийного выпуска Ту-160. К этому времени было выпущено 35 самолётов. В этом же году Россия в одностороннем порядке прекратила полёты своей стратегической авиации в удалённые регионы. В 1992 году на аэродроме в Энгельсе под Саратовом был создан 121-й авиаполк дальней авиации, уже к 1994 году он получил в своё распоряжение 6 новых Ту-160, построенных на Казанском заводе. В 1998 году Украина приступила к уничтожению принадлежавших ей стратегических бомбардировщиков на выделенные США по программе Нанна-Лугара средства. В 1999—2000 гг. была достигнута договоренность, по которой Украина передала России восемь Ту-160 и три Ту-95 взамен на списание части долга по закупкам газа. Оставшиеся на Украине Ту-160 были уничтожены, кроме одной машины, которая приведена в небоеспособное состояние и находится в Полтавском музее авиации и космонавтики. В мае 2000 новый Ту-160 вошел в боевой состав ВВС. К началу 2001 года в соответствии с Договором ОСВ-2 наша страна имела в боевом строю 15 самолетов Ту-160, из которых 6 ракетоносцев были официально вооружены стратегическими крылатыми ракетами. В 2002 году Минобороны РФ заключило договор с КАПО на модернизацию 15 самолетов Ту-160. 12 апреля 2006 было объявлено о завершении государственных испытаний модернизированных двигателей НК-32 для Ту-160. Новые двигатели отличаются значительно возросшим ресурсом и повышенной надёжностью. 5 июля 2006 на вооружение ВВС России был принят модернизированный Ту-160, который стал 15 самолётом данного типа. Переданный в боевой состав Ту-160 был построен в 1986, принадлежал ОКБ Туполева и использовался для проведения испытаний. 17 августа 2007 Россия возобновила полеты стратегической авиации в удаленных регионах на постоянной основе. 28 декабря 2007 г. в Казани осуществлён первый полет на новом серийном самолете Ту-160. 22 апреля 2008 г. главком ВВС генерал-полковник Александр Зелин сообщил журналистам о том, что ещё один стратегический бомбардировщик Ту-160 поступит в апреле 2008 года на вооружение ВВС РФ. Кроме того, ВВС России планируют получить в этом году ещё три-четыре таких самолёта.