Расписание поезда 016А "Арктика" Москва - Мурманск от РЖД
Единственный фирменный поезд на линии «Москва – Мурманск». На участке «Санкт-Петербург – Москва» конкуренцию ему составляет разве что «Северная Пальмира». «Арктика» — ночной поезд, что делает его ещё более популярным среди тех, кто предпочитает коротать длинную дорогу во сне. Состав отправляется ежедневно в 00:41 с Ленинградского вокзала Москвы. Время прибытия в Мурманск — 11:55. В пути пассажиры проводят 35 с половиной часов. Общая протяжённость маршрута — 2091 километр.
Название станции Время прибытия Приб. Стоянка Время отправления Отпр. Дней в пути Путь, км Москва — — 00:41 — — Тверь 02:29 0002 02:31 — 167 В Волочек 03:43 0002 03:45 — 286 Бологое М 04:15 0025 04:40 — 331 Окуловка 05:29 0001 05:30 — 401 Санкт-Петербург 09:13 0037 09:50 — 652 Волховст 1 11:48 0009 11:57 — 766 Лод Поле 13:43 0002 13:45 — 887 Подпорожье 14:17 0002 14:19 — 924 Свирь 14:33 0034 15:07 — 932 Петрозавод 16:45 0030 17:15 — 1047 Кондопога 18:07 0003 18:10 — 1102 Кяппесельг — 0001 19:19 — 1169 Медв Гора 19:59 0015 20:14 — 1202 Сегежа 22:03 0005 22:08 — 1317 Надвоицы 22:27 0003 22:30 — 1337 Идель 23:02 0002 23:04 — 1367 Беломорск 23:55 0003 23:58 — 1426 Кемь 00:52 0015 01:07 1 1481 Кузема 02:00 0001 02:01 1 1537 Энгозеро 02:48 0003 02:51 1 1592 Амбарный 03:08 0003 03:11 1 1609 Лоухи 03:46 0003 03:49 1 1646 Чупа 04:19 0003 04:22 1 1674 Княжая 05:42 0003 05:45 1 1758 Кандалакша 06:38 0015 06:53 1 1814 Поляр Зори 07:23 0003 07:26 1 1842 Апатиты 1 08:19 0005 08:24 1 1906 Оленегорск 09:38 0003 09:41 1 1979 Кола 11:32 0003 11:35 1 2081 Мурманск 11:55 — — 1 2091История поезда
Точную дату появления этого поезда сложно определить. Вероятнее всего, это начало или середина 1960-х. Предком «Арктики» можно считать курьерский поезд 3/4 «Москва – Мурманск», запущенный 25 мая 1959 года. В его составе использовались вагоны нового класса — с мягкими, сидячими и плацкартными местами. Имелся также один спальный вагон с двухместными купе. Поезд имел стандартное для курьерских составов оформление — тёмно-синий кузов и накладные буквы под окошками. Через год после запуска 3/4 начал делать остановки в Ленинграде.
Вместе с тем, уже в 1957 году в графике движения Кировской ЖД появился скорый поезд 15/16 "Москва — Мурманск". Известно, что часть его вагонов впоследствии прицепили к «Арктике».
После ликвидации курьерских поездов из этих двух составов — 3/4 и 15/16 — собрали один фирменный. Новый поезд получил по наследству номер 15/16, вагоны тёмно-синего цвета и остановку в Ленинграде. Первое фото состава сделали в феврале 1967 года. На нём ещё можно определить традиционную для курьерских вагонов раскраску. В 1992 году поезд перестал заходить в Санкт-Петербург, а ещё через два года утратил статус фирменного.
Статус был восстановлен, когда обновились вагоны. Это произошло 1 марта 2010 года. Тогда же стоимость билетов возросла примерно в полтора раза.
Особенности поезда
Поезд, следуя из Москвы в Мурманск, преодолевает путь на полчаса быстрее, чем в обратном направлении.
Каждый вагон “Арктики” оснащен системой противопожарной безопасности, а работа всего оборудования контролируется спутниковой системой. Имеется вооружённая охрана.
Пассажиры поезда отмечают чистоту вагонов и современных био-туалетов, удобные сиденья, хорошие матрацы и свежее постельное бельё. А ещё — очень мягкие сиденья. Подушки и одеяла сделаны из синтепона, благодаря чему в вагоне образуется меньше пыли. Кроме того, каждое купе оборудовано дополнительными отсеками для небольших вещей. С апреля 2017 года пассажирам поезда предоставляется беспроводной доступ к интернету.
Стоимость билетов
За место в плацкартном вагоне нужно будет заплатить около 3600 рублей (если ехать из Москвы в Мурманск). Билет в купейный вагон стоит примерно 6260 рублей. Спальный вагон присоединяется к составу редко, цена билетов СВ сильно зависит от сезона и числа пассажиров.
Стоит также отметить, что поезд входит в программу «Динамического ценообразования». Это значит, что стоимость билетов растёт с увеличением спроса на них. С открытием продажи можно купить билет по минимальной цене. Стоимость также зависит от времени года, категории вагона и общего числа предложенных мест. Любой пассажир может сэкономить, если учтёт эти факторы. Например:
верхние полки пользуются меньшим спросом — иногда ФПК снижает их стоимость;
большинство пассажиров планируют свои поездки на пятницу или выходные дни — значит, цена билетов в другие дни будет ниже;
практически каждую неделю ФПК проводит акцию «Удачный вторник» — участвуя в ней, можно получить скидку (не действует для организованных групп).
Интересные факты
В двух купейных вагонах «Арктики» (№ 2/13 и 4/11) места продаются по гендерному признаку — либо мужчинам, либо женщинам. Вагон-ресторан изготовлен в Германии на заводе «Аммендорф». В пути локомотив состава меняется дважды — на станциях Свирь и Кандалакша. Вагон для транспортировки автомобилей курсирует по указанию, за счёт исключения факультативных вагонов.
Обычно в состав «Арктики» включают шесть купейных и семь плацкартных вагонов, а также один вагон-ресторан. Периодически к поезду присоединяют один спальный вагон. Иногда — вагон для перевозки автомобилей. Состав формируется с учётом спроса на билеты. В купейных вагонах предусмотрены следующие удобства:
- автономная система кондиционирования;
- бесплатное питание и напитки (чаще — родниковая вода в пакетах с трубочкой);
- две розетки, рассчитанные на подключение электротехники мощностью до 100 Вт (смартфоны, ноутбуки, электробритвы);
- дорожный набор (зубная щётка, паста и силиконовые беруши);
- ЖК-телевизор для просмотра телепередач (ловит сигнал в пригородной зоне);
- свежая пресса (местные газеты и журналы).
- стол и секции для небольших предметов;
- четыре спальных места, постельное бельё;
В плацкартных вагонах отсутствуют некоторые из перечисленных удобств. Но и этого набора хватает: