Про Лондон - полезные советы туристам и не только
Отличный перепост прочла у moscowlondon, а к нему - не менее отличные комменты. И самой полезно (с Лондоном я пока еще не на "ты" как автор поста), а тем, кто едет в Лондон туристом - так вообще пригодится стопудово.Перепощу себе - чтобы и находить удобнее было, и комменты полезные сразу внести.Оригинальная запись - Как не потеряться и не растеряться в Лондоне=== У тех, кто впервые приезжает сюда (в качестве туристов или по каким-то делам) обычно много вопросов. поэтому я решила составить список наиболее часто встречающихся вопросов и написать на них развернутые ответы. Надеюсь, это поможет всем тут сориентироваться и сэкономить кучу нервов и денег.1. Какие билеты покупать в метро? Есть, собственно, несколько вариантов. Билет на одну поездку (самый неэкономичный), проездной на целый день (куда ни шло) и карта Oyster (берем ее!). Система ценообразования в метро тут достаточно запутана, и глубоко вникнуть в нее даже у меня за три с лишним года не хватило энтузиазма. Лондонское метро делится на зоны, и, в зависимости от того, из какой в какую зону вы едете, поездка будет стоить разных денег. Также имеет значение, во сколько вы едете: в так час пик (утром и вечером) поездки значительно дороже, после 10 утра и в выходные – дешевле.
Карта Oyster (читается как «Ойстер») дает возможность не сильно зацикливаться на цифрах. Все, что вам нужно, - периодически пополнять ее баланс в специальных терминалах, которые есть на каждой станции метро. Эти терминалы похожи на банкоматы, с желтым кружком, к которому надо прикладывать карточку. Прикладываете, читаете на экране баланс, там же выбираете опцию «pay as you go», дальше - нужную сумму (от £5 и выше). Расплачиваетесь либо наличными, либо картой (некоторые автоматы наличные могут не принимать, но это не страшно – рядом с ними наверняка найдется автомат, который их принимает). И все, теперь вы можете проходить в метро, просто прислоняясь карточкой к желтому кругу на входе (и выходе – тут надо прислоняться два раза!), деньги будут списываться автоматически. Если вы прикладываете на входе в метро карту, а вас не пускают и пишут “seek assistance” – значит, деньги закончились (идите пополняйте баланс) или турникеты тупят (спрашивайте помощи у стоящих рядом сотрудников). Аналогично «ойстеры» работают на других видах транспорта: ими можно расплачиваться в автобусах (здесь их прикладывают только на входе) и на DLR (легкая линия метро). Тут есть деталь: турникетов на на входе и выходе в DLR часто нет, но терминалы для «ойстеров» все равно стоят, и к ним надо прикладываться, иначе можно попасть в руки контролеров и заплатить нехилый штраф за безбилетный проезд. Причем прикладываться так же, как и в метро, два раза: когда заходите и когда выходите. Если забудете приложить ойстер на выходе, с вас за поездку снимут максимальную сумму). «Ойстер» можно купить в любой кассе метро. Вы отдаете за него £5 депозита (помимо собственно той суммы, которую собираетесь отъездить), а в конце пребывания в Лондоне, если карточка больше вам не нужна, так же в любой кассе возвращаете ее обратно и получаете назад свои £5 и те деньги, которые остались на ней непотраченными. Возможно, это все сложно звучит, но на практике «Ойстеры» гораздо удобнее и дешевле, чем одноразовые и даже проездные билеты, да и времени на стояние в очередях с ними вы потратите в разы меньше.
2. Как еще можно сэкономить на транспорте? Если вам еще не стукнуло 26, поздравляю – в Англии вы считаетесь “young person”, и вам полагаются значительные скидки на общественный транспорт. Чтобы их получить, нужно оформить “young person’s railcard” (16-25 railcard), для этого в кассе любого вокзала нужно попросить анкету, заполнить ее, вернуть вместе с фотографией и паспортом, доказывающим ваш возраст, заплатить что-то около £28, и через две минуты карта у вас в руках. Сама по себе она дает скидку 1/3 на проезд в городских и междугородних поездах в непиковое время (то есть после 10 часов утра и в выходные), но главное – вы можете зарегистрировать на нее Oyster и получать скидку 1/3 на непиковые поездки в метро. И что особенно приятно, максимальная сумма, которую у вас спишут с такого «Ойстера» за день – около £6, даже если наездите вы гораздо больше. Чтобы зарегистрировать эту карту на Oyster, достаточно предъявить то и другое в любой кассе метро и, опять же, заполнить коротенькую анкету.
3. Как добраться в город из аэропортов Хитроу и Гатвик? Проще (и дороже всего) – на такси. Этот вариант я даже здесь рассматривать не буду – он очевидный и довольно глупый. От Хитроу и до него ходит метро (Piccadilly line - синяя ветка), платите вы столько же, сколько за обычную поездку. До центра доезжаете примерно минут за 40. Другой вариант – поезд Heathrow Express, который отправляется из аэропорта каждые 15 минут и за 15 минут доставляет вас до вокзала Paddington, находящегося в центре Лондона. Обратно можно доехать так же. Стоимость поездки на экспрессе - £18 в один конец или £34 в оба. С Гатвиком немного сложнее. Метро до него не ходит, зато тоже есть Gatwick Express, соединяющий аэропорт и вокзал Victoria. Цены примерно те же. Добраться до Гатвика можно и со станции London Bridge, правда, аэропорт не будет конечным пунктом. Тут надо внимательнее смотреть маршруты поездов и сесть на тот поезд, который поедет мимо. Из Хитроу ещё идет поезд Heathrow Connect. Время в пути всего на 10 минут больше, чем у Heathrow Express (и ходит всего 2 раза в час, а не четыре), но стоимость проезда - в два раза дешевле! идёт на Паддингтон. я на нём езжу, если еду в отпуск, а не в командировки. время в пути сносное, и цена адекватная. из Паддингтона уходит в 03 и 33 минуты каждого часа (Express отправляется в 10, 25, 40 и 55 минут каждого часа).
4. Как спланировать поездку на общественном транспорте? Очень советую заглядывать периодически на сайт http://www.tfl.gov.uk/. Там вы можете ввести свой пункт отправления и конечный пункт и получить подробную (и, главное, актуальную!) информацию о том, как вам проще добраться и сколько времени займет каждый из предлагаемых вариантов. Про актуальность информации я упомянула не зря. Метро в Лондоне временами работает, прямо скажем, фигово. Могут быть задержки, поломки, полностью закрытые ветки (особенно в выходные) или даже забастовки, во время которых метро не работает совсем (и такое тут тоже случается!). Этот сайт предложит маршруты, включающие, помимо метро, весь общественный транспорт: автобусы, поезда, лодки и даже недолгие пешие прогулки.
5. Во сколько закрывается метро, и что делать, если вы на него не успели? На всякий случай, советую не задерживаться в городе дольше, чем до 23:30, если вы хотите успеть на поезд. Иногда, конечно, можно гулять и позже, но риск не попасть на свою ветку метро тогда значительно увеличивается. Отчаиваться при этом не стоит. Во-первых, помним про такси (актуально, скорее, тем, кто останавливается где-то в центре – за поездку на окраину с вас сдерут целое состояние). Во-вторых, есть ночные автобусы, маршрут которых частично заменяет маршруты метро. Сверяйтесь с сайтом или ищите расписание автобусов на остановках (ночные автобусы обозначены значком 24). Возможно, вам придется пару раз пересесть, но до дома вы, так или иначе, доедете.
6. Сколько стоит поездка в такси? Дорого. Особенно так называемые black cab’ы (черные пузатые машинки, являющиеся одним из узнаваемых символов Лондона). Передвигаться на них по центру, впрочем, довольно удобно (по крайней мере, на небольшие расстояния, покуда счетчик не успевает взмыть до небес), к тому же их можно поймать привычным жестом на улице (главное, смотрите, горит ли желтая лампочка, если горит – кэб свободен). Более дешевый вариант – вызов такси по телефону. Одна из крупнейших компаний – Addison Lee. Им достаточно позвонить по номеру 0844 800 6677, назвать свое местоположение, и минут через 10-15 вам подгонят машину. Такая поездка вам обойдется процентов на 30 дешевле, чем в блэк кэбе, хотя, конечно, тоже далеко не бесплатно. У Addison Lee есть свои мобильные приложения, через которые можно заказывать поездки онлайн. Частников, к которым мы так привыкли в Москве, тут нет. У англичан сама идея сесть в незнакомую машину вызывает ужас. Зато – будьте уверены – водитель лондонского такси у вас никогда не спросит: “Дорогу покажешь?” Они свою работу знают хорошо.
7. Как не заблудиться в Лондоне? Почти везде в центре города расставлены карты с подробным планом прилегающих улиц. Кружчочек “You are here” обозначает ваше текущее местоположение, от него и пляшите. Если вам нужно попасть в конкретное место и у вас под рукой есть Google-maps, вбивайте лучше не адрес, а post-code (индекс, состоящий из букв и цифр). Тут отдельный индекс у каждого здания (и даже иногда у каждого подъезда), так что поиск получается более точным. Post-code удобно также называть таксистам, и вообще, это та вещь, которую в Лондоне знать просто необходимо.
8. Какую симку покупать? Всем русским, приезжающим в Лондон, я советую покупать Lebara. Эта сеть специально разработана для иностранцев и позволяет им звонить домой по тем же ценам (если не дешевле), что и по Англии. Звонки в Россию стоят 9 пенсов за минуту вызова на мобильный, и 5 пенсов – на городской телефон. Смс – 12 пенсов. Звонки на английские номера – 10 пенсов на мобильный и 5 пенсов на городской. Звонки с Lebara на Lebara – бесплатно. Мобильный интернет не бесплатный, но, если вы зайдете на сайт http://www.lebara.co.uk/passes/data и выберете одну из предложенных опций, вы сможете получить 1 гб интернета в месяц за £10, 500 мб в месяц за £5 или 10 мб в день на 10 дней всего за 25 пенсов. Сим-карты Лебары часто активно впаривают на вокзалах или у некоторых станций в метро, также они продаются в небольших магазинчиках, владеют которыми, как правило, арабы или индусы (этих магазинов много и в центре, и на окраинах). Ярко-голубую вывеску Lebara пропустить сложно. В крайнем случае, спрашивайте на кассах. Сами симки, кстати, бесплатны, вы сразу платите только ту сумму, которую хотите положить на счет. Пополнение баланса – по карточкам, которые можно купить в тех же магазинах, или на кассах любых супермаркетов. Чтобы пополнить баланс, скажем, на £10 на кассе, достаточно произнести: “Can I please have a ten-pound Lebara top-up?” Top-up – универсальное слово для пополнения любого баланса, имейте в виду. Да, и еще. Если вы начинаете звонить по Лебаре и, еще до гудков, слышите женский голос, не спешите бросать трубку: это значит, что у вас на счету осталось меньше £2.5, и вам активно советуют пополнить баланс. Вы, конечно, это можете сделать, но спешить смысла нет. Как показывает практика, £2.5 в случае с Лебарой может хватить еще на целый месяц.
9. Что пить и где есть? Пить – пиво или сидр. Летом - Pimm's. Естественно, в пабах. Там же можно и поесть, но, имейте в виду, на гастрономическое изящество еда в пабах не претендует. Стандартный набор: fish and chips (жареная в кляре рыба с картошкой), nachos (кукурузные чипсы с сыром и соусами), всякие стейки, пироги в горшочках, салаты, ну, и так, по мелочи разного. По воскресеньям бывают Sunday roast, еда из духовки: курица, говядина или ягненок, к ним, как правило, прилагаются запеченные овощи и йоркширские пуддинги. И везде (ну, почти везде!) в качестве гарнира идет картошка. По-английски она называется chips, но это не наши хрустящие чипсы (здесь они называются crisps), а то, что мы знаем под видом картошки-фри. В отличие от ресторанов, в пабах еду и напитки заказывают у стойки. Платят – сразу же – там же. Напитки получают на месте, а еду ждут за столиками. Номер столика надо говорить во время заказа. Сидеть в пабе можно сколько угодно долго, никто на вас не будет коситься, даже если вы с одной кружкой пива просидите пять часов напролет. Отдельно обращаюсь к женщинам. Уважаемые, пейте сидр! Он гораздо вкуснее пива, похож либо на лимонад (если бутылочный), либо на сладковатое пиво (если из крана). В России таких пока, кажется, не наливают. Пользуйтесь. Про рестораны ничего особенного не скажу. Их тут невероятное множество – всех видов и на любой кошелек. Для желающих сэкономить на цене, но не на качестве советую сайт http://www.toptable.co.uk/. Здесь можно бронировать хорошие рестораны с очень существенными скидками.
10. Где покупать одежду и айфоны? Самая известная шопинговая улица – Oxford street, но по выходным (и, в общем-то, не только по выходным) там ад. Толпы народа, очереди в примерочные и прочие радости жизни. Хотя выбор магазинов, действительно, очень большой. Есть несколько крупных и достаточно приятных (если б не толпы) торговых центров: House of Fraser, John Lewes и Selfridges. На перпендикулярной улице - Regent street - магазины, как мне кажется, немного поинтересней, хотя толпы почти те же. На ней, кстати, находится большой магазин Apple (их флагманский магазин - в Covent Garden). За всякими Армани и Диорами – велкам на New Bond Street, там людей меньше, а цены выше. В восточной части Лондона – у станции метро Stradford – недавно открыли торговый центр Westfield, самый большой, говорят, в Европе. Это, конечно, тоже не оазис в пустыне, но, если до Стратфорда вам ближе, чем до Оксфорд стрит, то лучше ехать туда. Те, кто любит брендовые вещи за полцены, а также симпатичные товары для дома, могут попытать счастье в магазинах TK Maxx – они разбросаны по всему Лондону, один есть недалеко от Oxford street (рядом со станцией метро Tottenham Court Road). Имейте в виду – барахла там больше, чем приличных вещей, но кожаную сумку Calvin Klein за £50 найти вполне реально.
Комменты:londress: 1. Главный плюс карт Oyster - это то, что если пользоваться метро и автобусами в течение дня очень много, то как только добираешься по расходам до эквивалента дневного проезного на соотвествующую зону, то карта перестает списывать с тебя деньги. Умная карта, позволяет экономить.
====terleev: -Лебару стоит брать на "звонково-неайфоновый" телефон, таким обычно работает нокиа-кирпич, удобно не только в плане что батарейка в нем ядерно-вечная, но и в случае проблем (которых еще вроде ни с кем не случалось, но мало ли) его не отберут хулиганы, им стыдно отбирать такое.
--В Лондоне, мне кажется, без интернета вообще жить нельзя, поэтому людьми с нормальными телефонами понадобится хороший безлимит, я бы сказал, что Three (оператор такой) 15 pounds unlimited -- идеальное решение -- у меня в центре получается даже видео с него смотреть и в скайпе звонить с видео, пока батарейка не скажет "алес". 15 фунтов = месяц. Можно уинстаграмиться, запикаситься и ужыжыться. Ну и любителям айпАд/айпЭд-навигации в самый раз.
--паспорт для покупки симки в Лондоне не нужен. никому вообще дела нет откуда вы и зачем вам симка. если захотите сделать с этой симкой какой-нибудь айяйяй, вас все равно найдут быстро и будут щекотать (оружие здесь -- редкость) пока не сознаетесь, зачем вы хулиганили.
--в метро появился бесплатный вайфай. не везде, но загрузить картинки, чтобы оставшиеся на континенте сдохли от зависти -- достаточно. увидеть можно по большим плакатам на стенах. стоит торопиться, потому что осенью обещали ограничить только на пользователей Virgin или сделать платным.
--планировать поездку можно (для пользователей нормальных телефонов) прямо на телефоне в гуглокартах. если этого мало, есть Journey Pro в аппсторе (за небольшую доплату можно и augmented reality навигатор получить, это тот, который маршрут прокладывает прямо на видоискателе камеры -- оч круто). также существует полсотни приложений, май фейворит -- Travel Deluxe Bus (есть еще Tube -- метро)
--иногда не стоит брезговать дорогим транспортом -- лодки и канатная дорога. они существенно сокращают время за двойную цену -- около 6 фунтов в один конец, с ойстером дешевле. если нужно миновать центр -- по северу ходят длинные оверграунды, розовыми кругами на станциях обозначаются пересадки, их трогать ойстером обязательно, иначе сдерет двойную цену. можно трогать даже если не знаете надо или нет, хуже не будет.
-если едете в Канари Ворф или Гринвич (не всё же биг бен с st pauls фотать), то ехать на DLR, конечно, очень красиво, футуристически автономно, но безумно медленно, лучше ехать по Jubilee Line и поездами с южных вокзалов.
--если хотите съездить из центра куда-нибудь в шестую зону, помните, что до соседних городов добраться гораздо быстрее, хоть и дороже :)
--сэкономить поможет знание бесплатных пересечений Темзы за пределами "зоны жизни белых людей и небанкиров" -- на востоке темзы есть пара мест с паромами и из гринвича идет пешеходный тонель на собачий остров. для любителей инженерии есть ЖД тоннель Wapping-Rotherhithe, построенный в 1831 году с оставленной для обозрения исторической секцией. за проезд придется заплатить обычную цену ойстером :(
--бывает (нередко) так, что с вас списали больше денег с ойстера, чем вы реально потратили. тогда можно написать на сайте tfl.gov.uk или подойти в кассу и вежливо, но настойчиво попросить вернуть. мне возвращали несколько раз. также бывает ситуация, когда ойстер не выпускает из метро -- нужно подойти и объяснить ситуацию, они обычно забивают на мелкие нарушения или на то, что вы в вайфае долго сидели. также можно проходить через метро как через подземный переход (актуально с чемоданами), или пересекать пригородный вокзал, как на Kings Cross. Однако нужно помнить, что пару дней 2 фунта могут гулять с ойстера, но обычно потом они возвращаются.
--при нахождении в городе больше недели, стоит хорошенько спланировать поездки заранее и взять на ваш ойстер услугу "тревел кард". это позволит сэкономить на пару-тройку пинт пива. для супер-туристов есть London Pass как в континентальных городах, в который входят всякие аттракционы (odditorium, madame tussauds и прочие глупости) помимо тревел карда. Дорогие атракционы конечно сильно уступают бесплатным музеям по уровню интеллектуального удовольствия, но если вы путешествуете non-child-free, такой сервис вполне сгодится, чтобы замечательная половина вашего генетического набора перестала постоянно ныть что им нечего будет выложить в контакте, пока вы любуетесь огромными коврэ в V&A и восхищаетесь местной люстрой над ресепшном.
--если вы все же умудрились опоздать на последний поезд метро (такое бывает даже если вы старались не опоздать -- часто последние пара поездов не приходит изза начала еженочных инженерных работ), то начинайте морально готовиться к поездке на ночном автобусе. Его не зря зовут "алко-бас". Пассажиров нередко заносят в автобус их товарищи и оставляют там непонятно как добираться домой. Часто в хвосте второго этажа идет регги-концерт, реп батл и просто многонациональное камеди шоу. нередки моменты, когда все выпитое не доезжает до дома. автобусы часто останавливаются не доезжая до вашей остановки, в общем все, что вы хотели испытать ночью, что могло бы стать вашими ночными кошмарами на ближайшие два месяца, с вами обязательно случиться. Я ездил на алкобасах раз пять и могу сказать, что мои нервы стали сильно крепче :) особенно это касается автобусов, проезжающих Old Street и Waterloo :) С детьми женского пола и младше 12 я бы настоятельно не рекомендовал такое развлечение. С другой стороны, если вам от 18 до 30, длина, прямота и эпилированность ваших ног не является достоинством, то алкобас, наверное, лучший способ провести остаток вечера в жутком трэше. Закончить такой вечер лучше всего в хостелах типа Smart Russel и Generator, забыв о том, что у вас был забронирован приличный отель или даже диван у дальних знакомых (www.couchsurfing.org). если автобус остановился и не едет, спорить бесполезно -- придется еще раз платить за проезд. чтобы водитель-папуас вас пересадил на другой автобус случается once in blue moon, то есть также часто, как в вас попадает молния. водитель ночного автобуса, обиженный на жизнь, вас лично и особенно на белую расу -- это нормальное явление, держите eye contact и широко улыбайтесь, это помогает снизить уровень их озлобленности. также помогают длинные ноги, блондинистые волосы и легкая безалаберность, но с такими качествами ездить на ночных автобусах все равно опасно.
-для контроля ойстера есть приложение Oyster Info, но оно требует чтобы ойстер был зарегистрирован на сайте tfl.gov.uk, если не лень, можно сделать один раз в жизни и потом спокойно с телефона проверять что там с ойстерами. можно забить все семейные/парные ойстеры и быть спокойным, что все работеает, если в городе надолго -- к ойстеру можно привязать автотопап -- он будет автоматически списывать бабло даже с русской кредитки, когда вы перебрали по поездкам. узнать что он пополнился можно по трем быстрым вспышкам зеленого индикатора на турникете место одной длинной.
--проходя через турникет не удивляйтесь если он попытался отрубить вам руку, старые турникеты иногда закрываются до того, как вы через него пройти, такое же случается когда людей очень много и касаются/идут без разбора кто где и когда. в таком случае подходите к работнику станции и вежливо, учтиво и негромко срывайте свой гнев на нем, вам откроют эксклюзивные воротца и вы торжественно продолжите свое путешествие -- лондон это город отличного сервиса, даже в переполненном почти никогда неработающем метро.
--если заканчиваются деньги -- не брезгуйте автобусами, на них можно проехать без пересадок несколько зон (минимум 2-1-2) за полцены метро, примерно полтора фунта, 70 рублей. виды со второго этажа даблдекера такие, что удвоенное время поездки окупится сотней сделанных снимков. Особенно хороши маршруты с виктории в ислингтон. маршруты 9 и 15 являются историческими, поэтому на них часто не берут денег за проезд, но ехать придется на старом routemaster, он не столь комфортен, зато 100% аутентичен и кондуктор готов разговаривать с вами часами -- ваши 10-12-летние сорванцы смогут запросто отработать свои навыки английского языка, о котором вы так беспокоитесь. если они все таки не удержатся и нахамят кондуктору, шепните им на ухо что у него зарплата миллион рублей в год и оставьте без Макдоналдса на пару дней, это обычно положительно действует на характер.
--в гатвик с St Pancras ходит поезд Bedford--Brighton, от 45 до часа в пути, редкое удовольствие всего за 5-10 фунтов в один конец, в зависимости от времени суток и дня. Он проходит через Farrington, Blackfriars и London Bridge, если вы хотите чтобы ваши друзья на него тоже попали. Поезда на редкость старые и грязноватые, но им не занимать аутентичности.
--если вы прилетаете из европы или возвращаетесь туда, помните, что в лондоне 6 аэропортов плюс вертопорт, а не только Гатвик с Хитроу, билеты оттуда стоят полкопейки, а удовольствие иногда круче чем из мажорных аэропортов. Особенно рекомендую деревенский Сауэсэнд (четыре стойки регистрации и до самолетов рукой подать) и Льютон (всего 20 минут скоростным Нотингемским поездом с верхней палубы Санпанкраса, не забудьте билет на шатл до термнала). Стенстед неплох для тех, кто останавливается или начинает путешествие с Кембриджа. Экспресс из него приходит на Ливерпуль стрит, что обычно не стыкуется с планами живущих в центре, стоит как самолет из Амстердама, но радует хирургической чистотой, музейной пустотой и космически быстрым вайфаем. Любителям ездить из аэропорта на метро, а перед этим фотать зеркалкой лондон с высоты обязателен аэропорт Сити (доступен с пересадкой из основных столиц континента, цена от 150 фунтов в один конец) -- экстремальная посадка на узкую полоску асфальта в воде, плюс канатная дорога, плюс водные развлечения, очень быстрая регистрация и выход из самолета, плюс шик-блеск Роял Докс, в общем очень необычный способ прилететь в британскую столицу. Круче чем этот способ только прилететь на вертолете (есть и такой аэропорт в третьей западной зоне) из предместий Парижа, но это от 7000 фунтов в один конец :(
-если денег мало, бешености много и умеете спать в автобусе, есть Eurolines из основных городов европы. К примеру из Амстера вы доедете от 9 фунтов (8 часов в пути, включая два часа на пароме), максимальная цена редко превышает 50 фунтов, что сравнимо с бюджетным рейсом самолета и иногда даже удобней, чем самолет.
--любителям идеальных удовольствий нужно ехать евростаром из Парижа, это безумно быстро и позволяет вызывать зависть (это вообще основное развлечение) у всех друзей простым фактом, что вы проехали под Ла-Маншем и это было очень удобно. На обратном пути не забудьте съесть молюсков и выпить шампанского перед отправлением в одном из лучших баров европы прямо на вокзале. этот способ подходит тем, кто уже не знает как бы еще куражнуться. в приципе приличный путешественник должен попробовать все, кроме вертолета. на случай последнего -- есть 20 минутные экскурсии из шестой зоны на востоке, 100 фунтов с человека. уровень зависти и удовольствия на пять звездочек из пяти. для тех, кто хочет растянуть на четыре часа удовольствие -- шары. все здесь: http://www.adventure001.com/
--любителям арендовать машину и проехать полстраны "по-встречке" я не завидую. цены на аренду неприлично высоки и больше пары дней брать машину не стоит. на ваши российские права будут смотреть как в стихотворении маяковского, выдавать машину будут долго и вообще вы поймете, как чувствуют себя арабские женщины в своих черных одеяниях стоя перед полицейским в аэропорту.
--если путешествуете с подростками от 14 лет от которых нужно избавиться на пару часов, пока вы шопитесь в центре, или же у вас самих шило в одном довольно мягком месте -- не стоит брезговать великами. можно на одну кредитку взять до 4х великов сроком до недели, примерно 1 фунт 1 велик 1 день. это не включает стоимость катания, примерно 1 фунт в час, велик нужно обязательно постоянно обновлять. самый крутой вариант -- взять около тауэрского моста и сгонять на канари ворф по thames path. Еще зимой это стоило целое состояние, а сейчас поставили станции за пределами "садового кольца" и этот фитнес-мегатрип стоит копейки.
--по поводу шопинга на оксфорд стрит можно смело забивать и идти в один из вестфилдов. для маньяков необычных и дешевых шмоток -- камден и брик лейн. для любителей ретро бывают фестивали и ярмарки прям супер старой одежды, но это нужно специально готовиться.
--покупая айфоны не слушайте советы бывалых, требуйте такс фри. умельцы вывозят по шесть айфонов даже с резидентской визой -- таможенные работники очень ленивые и визы не смотрят, особенно если вы много тупите и старательно каверкаете свой и так замечательно удобный русский акцент. милый ответ остроумной шуткой уничтожит ваши шансы получить заветный штамп на чеке. тетка на тревелекс ресепшене визу проверить не имеет права, поэтому от скидки в 50 фунтов с айфона вас отделяет лишь умение вертеть таможенником. вообще это умение crucial, как и во всем остальном Лондоне. вас удивит, но в шагах от High Street вы сможете торговаться (. ) в магазинах даже с белыми продавьцами, главное чтобы магазин был частным, а не сетевым. сумки-подделки для второсортных подружек (мало ли, у всех бывает такое) можно купить на 30% дешевле, если качественно торговаться. Также это стоит делать, когда покупаете больше трех вещей. не забывайте -- лондон это всего лишь хорошо закамуфлированный рай манипуляторов -- умеете крутиться, получится все дешевле чем в турции.
--стоит покупать еду в супермаркетах. места типа Waitrose Brunswick приводят в экстаз даже бывалых. Особо искушенным обязательно надо сходить за куском мяса, экзотической токийской/шриланскийской рыбой или фруктами на один из ночных рынков. Вонь жуткая, антисанитария, но качество продуктов запредельно крутое. Знакомство со студентом из японии или студентом-поваром французской кулинарии обычно помогает не испортить купленное.
--любителям супердешевого шопинга не стоит увлекаться Primark (дольше недели не живет), а начать еще из России (за неделю до выезда) -- зайти на сайты типа https://www.polo-shirts.co.uk/ , http://www.fruitoftheloom.com/ (и многие другие), заказать вещи на одно из ближайших почтовых отделений (Post Office) указав в конце адреса Poste Restante (до востребования) и счастливо забрать полученное супердешевое на почте, подпрыгивая и бросаясь потом друг в друга сотнями маечек и шортиков за три с половиной копейки штука. после таких цен над ценами немцев и испанцев вы будете смеяться в голос и harvest the envy тоннами.
--не спешите покупать сувениры и открытки в первой попавшейся лавке. в течение пары дней вы (если будете внимательны) найдете магазин, где открытки стоят по пять пенсов, а магниты до фунта. марки покупаются на почте, 87 пенсов штука, можно их так и называть. с ними открытка дойдет в любую точку планеты. если сомневаетесь -- клейте две, так точно дойдет. письма дороже, тяжелые большие посылки с тонной вещей -- от 60 фунтов штука.
--стоит убить по одному отдельному дню на Kew, Windsor/Eton, Hampstead, Cambridge/Brighton, Warner Brothers Studios и подобные мегаместа, чтобы навсегда проникнуться зеленой завистью к тем, кто дожил до львино-единорогового паспорта и теперь не считает эти места достойными внимания в солнечную субботу.
--если решили что вы поделали все интересное в Лондоне, что можно, то смело уезжайте, потому что даже через год присутствия в Лондоне поделать все интересное невозможно, это не унылый пафостный Париж или расслабленная Барса, это как NY. ищите roof top bar and gardens (их несколько десятков), просаживайте в них 40 фунтов раз в месяц, ходите во все парки, читайте londonist, не ходите в ночные клубы -- они тоскливы. Скучно в Лондоне только тем, что не умеет искать. 100 событий в день, море постоянно меняющихся выставок, кино, событий, очень много бесплатных развлечений даже для тех, кто без понтов не просыпается. потом начинаются всякие клубы по интересам, собрания, встречи и просто посиделки с свежевыловленными друзьями. для тех, кто от и этого устает есть великолепные бесплатные библиотеки в каждом районе, тихие скверы и забытые богом локальные пабы.
--и самое главное -- знакомьтесь. на улице, в метро, прижавшись в забитом автобусе, на балконе, где угодно. люди очень милые, когда не пытаются вас обмануть, и скорее всего вы натолкнетесь на будущего режиссера, талантливого дизайнера, сумасшедше крутого повара, или хотя бы на финансиста средней руки. любого пола, возраста и достатка. они вам быстро расскажут почему лондон -- единственное приличное место на планете и зачем из него сегодня же нужно уехать в шанхай или индию. после пары таких знакомств вы выложите свой мозг в банку и поймете, почему визу дают на полгода, после чего все выше упомянутые советы станут аналогом "отче наш" и вы будете удивляться, когда люди на улице стоят с картой и не могут найти соседний дом, а другие пытаются уместить все свои чемоданы в такси, когда есть метро и автобусы.
====anjuta1970: На детей старше 10 и чуть ли не до 18 лет можно получить очень приличные скидки - процентов 60%, если заранее - до приезда недели за 2 - заказать на них детский именной проездной Oyster с фотографией через интернет. Делать это можно откуда угодно, фотографию вы загружаете сами, карточкой платите не очень большую сумму (порядка 10-12 фунтов,точно не помню) и выбираете место и время, где вы хотите забрать проездной - можно хоть в аэропорту, или на одной из центральных станций. В указанное время появляетесь там С ПАСПОРТОМ ребенка и с ребенком , они проверяют дату рождения и вам все выдают. works like a charm. Дальше можно ездить "pay as you go" - но по совсем другим расценкам. Мне в свое время эта информация бы очень сильно помогла, но никто мнe этого не сказал, так что разбирались сами. A младшие дети - до 10 что ли - вообще у нас везде почти ездили бесплатно.